Художник-документалист Риикка Кайховаара долгое время боролась со своей профессиональной идентичностью: «Я больше не могу прятаться за ролью журналиста».

Риикка Кайховаара считала требование объективности в журналистике обременительным. «Как документалист, я могу сказать это, и это довольно дико».

Риикка Кайховаара на личном портрете в лесу.
Риикка Кайховаара больше не хочет прятаться за завесой журналистики, а хочет выдвинуть на передний план свои ценности как писателя и документалиста.

Режиссер и главная героиня документального фильма до сих пор обмениваются напряженными ожиданиями у парадных перед входом в театр.

Фильм о пологе опылителей Кайховаары был показан в пятницу, 19 августа, на открытии кинофестиваля о природе в Савонлинне, а сейчас он демонстрируется в Yle Areena. «Смерть королевы» — это продолжение документального фильма, рассказывающего об исследованиях Кайлы о влиянии средств защиты растений, используемых на полях рапса, на опылителей.

На основе архивных материалов в фильме показано, какие средства защиты растений появились на рынке за прошедшие годы и какие последствия они оказали на окружающую среду.

Драматическая арка построена из разделочной доски

Кайховаара известна своими историческими документальными фильмами и сериалами. Серии «История наркотиков в Финляндии», «История секса в Финляндии», «Hivvissä aikeissa», посвященная расовой доктрине, практикуемой финнами, и «Kikki irti liemiesta», посвященная сельскохозяйственным животным, посвящены социальным явлениям и их изменениям.

– Мне нравится, что есть много блоков. «Мои фильмы содержат материалы, снятые мной самими, исторические архивные материалы, а также могут содержать фотографии или графику», — говорит Кайховаара.

– Вместо этого в обычном документальном фильме вы во власти того, что записано на камеру. Тогда, если важная сцена будет упущена, она будет упущена. В жанре, который я использую, всегда можно исправить.

Кайховаара любит работать с архивными материалами и больше любит писать сценарии, чем снимать. В отличие от исторических документальных фильмов, в документальных фильмах-продолжениях жизнь главного героя происходит в реальном времени: даже при наличии точного сценария в итоге можно только догадываться, как будет развиваться история и где будет происходить арка драмы. .

Риикка Кайховаара на личном портрете в лесу.
В своей предыдущей работе журналистом Кайховаара скрывал свой собственный мир ценностей.

Вне редакции

Кайховаара, которая ранее работала репортером в программе MOT журналистских расследований Yle, привыкла поднимать социально сложные темы и выносить на первый план недовольство, однако с беспристрастным подходом, который подходит репортеру.

После недавней публикации своей первой книги, сборника эссе «Дикий человек и другие природные объекты» (издательство Atena 2019) Кайховаара вышел «из шкафа» со своими ценностями и мировоззрением.

На сайте издательства «Атена» сказано, что так называемая эко-коробка Кайховаары включает в себя «задавать трудные вопросы и тыкать в болевые точки». В книге Кайховаара ставит под сомнение общепринятые определения природы и делает проницательные наблюдения о двойных моральных отношениях человека с природой.

– После написания такой книги я больше не могу прикрываться ролью журналиста. Вы можете услышать, что я думаю о мире в книге, а также в моей будущей книге. «Я не знаю, зачем мне больше держаться за какую-либо редакцию», — заявляет Кайховаара.

Кайховаара долго мечтала о карьере документалиста, прежде чем это осуществилось. В 2006 году он подал заявку в Академию искусств и наук на документальное направление, но провалился на последнем этапе подачи заявки. Вторым лучшим вариантом карьеры была журналистика.

Почти десять лет Кайховаара работал журналистом в программе МОТ, из которой в 2015 году перешел на редактирование документов.

Главное отличие редактора от документалиста — самовыражение. Документалист голый со своим собственным мнением. Наряду с журналистикой, стремящейся к объективности и информативности, задача документалистики — рассказать истории о мире средствами кино.

Документальные фильмы часто делаются с чувством, исходя из собственных интересов. Документалист должен обладать даром рассказчика и субъективным взглядом, а задача журналиста — действовать как посредник информации.

Кайховаара боролся с требованием объективности в отношении журналистики. Делать видимыми собственные ценности и мировоззрение противоречит роли беспристрастного информационного посредника.

– Бремя журналистики было довольно тяжелым, и избавиться от него было трудно. Было трудно осознать, что как документалист я имею право и даже обязан лелеять свою субъективную точку зрения и что я могу говорить что-то вслух.

Риикка Кайховаара на личном портрете в лесу.
Кайховаара, который рано узнал об экологических проблемах, считает изменение климата и популяризацию экологических кризисов проблематичными. – Несмотря на то, что компании много говорят об экологических проблемах, ничего не меняется. Кайховаара утверждает.

Экологические вопросы близко к сердцу

Как и у многих сегодняшних озабоченных климатом молодых людей, природная искра Кайховаары и его желание что-то изменить зажглись еще в подростковом возрасте. В возрасте 14 лет Кайховаара присоединился к деятельности Ассоциации природы и почувствовал, что через это он может влиять на отношение людей.

Кайховаара участвовал в деятельности профсоюза, где гражданское неповиновение практиковалось как способ противодействия частным автомобилям и защиты лесов. Похищения дали желаемое освещение в СМИ.

Сейчас Кайховаара работает документалистом и писателем на те же темы: природа и социальная критика.

– Все работы – это истории обо мне. Суть документалистики в том, чтобы использовать других людей и их жизнь для самовыражения. Здесь возникают огромные этические вопросы. Выражать то, что вы думаете о мире с помощью других людей, действительно утомительно и утомительно.

Документальный фильм Риикки Кайховаара «Смерть королевы» можно посмотреть в Yle Areena.