По словам режиссера Кирси Мари Лииматайнен, Финляндия отходит на второй план, когда речь заходит об обращении с меньшинствами: «Люди тупо относятся к своей сексуальности».

Культурный гость Кирси Мари Лииматайнен считает, что равенство находится на линии огня, когда о сексуальной ориентации говорят как об идеологическом выборе.

Кирси Мари Лииматайнен стоит, раскинув руки, смеется и смотрит в небо с облаками на заднем плане.
По словам Кирси Мари Лииматайнен, все должны быть свободны.

Для зрителей это был скорее романтический, чем романтический момент. Многие плакали.

Однако этот жест сбивал с толку и даже смущал цель.

Часть зрителей ускользнула, почувствовав, что момент слишком хрупок, чтобы делиться с гостями.

Ответ Лииматайнена на это предложение был осторожным; примерно так же, как вы знаете мои мысли о браке, но я надеюсь, что это сработает, если это важно для вас

Кирси Мари Лииматайнен сфотографирована сверху, когда она лежит на подставке для ковров.
– Когда я вырос в Тампере, ориентация на средний класс была очень сильной. Нам пришлось резко сократить его, — говорит Лииматайнен.

Чуть больше недели спустя Лииматайнен объясняет на террасе культурного ресторана в Тампере, почему ответ был именно таким. Всю свою 54-летнюю жизнь он провел, вырвавшись из-под давления среднего класса.

До сих пор брак, по его мнению, принадлежал тому миру, где есть дом, дача, Volvo, пара детей и собака.

– Я был не из тех, кто женится, а тут мы сейчас помолвлены. Аллергия на институты возникает с молодости. Такая мелкобуржуазная базовая структура меня никогда не интересовала, она не была для меня гарантией чего-либо.

Лииматайнен ставил под сомнение нормы на протяжении всей своей жизни. Эту передачу не так-то просто отключить, даже когда великая любовь к жизни хочет взять на себя обязательства.

– Когда я встретил Дженни, он никогда не был с женщиной. Четыре года я смотрел на него с решимостью. В конце концов, он переехал в мою квартиру в Берлине, пока я был в Никарагуа на съемках. С тех пор не было необходимости качаться в каком-либо направлении.

Кирси Мари Лииматайнен в троллейбусе Тампере.
Я сфотографировал Кирси Мари Лииматайнен во время поездки на тачке по району ее детства 22 августа 2022 года. – В то время для многих переезд в Херванту был социальным отступничеством. Были социальные проблемы, но были и балконы, открытые дворы, центральное отопление и много детей.

Несмотря на брачное обещание, Лииматайнен намерен остаться самим собой; как девушка, которая много лет назад организовывала подпольные вечеринки для сексуальных меньшинств, захватила дома, объявила голодовку и вышла из туалета, хотя ей сказали оставаться в туалете из-за ее карьеры.

– Я всегда хотел быть свободным. Это определило все, что я делаю.

Бремя греха тяжело

Пьеса «Возвращение домой» описывает Финляндию, полную предрассудков и нетерпимости. История о паре женщин за пятьдесят, которые возвращаются в родную деревню друг друга только для того, чтобы столкнуться с ограниченностью сообщества.

В _Возвращении домой_ мучительно и мучительно обсуждается, насколько глубоко укоренились в Финляндии понятия о родине, религии и священном катании на лыжах – приличном, фактическом образе жизни, при котором умеешь стыдиться.

А _Homecoming_ о грехе.

Грех в пьесе – это прежде всего любовь, которая идет вразрез со старомодными нормами сексуальности и отношений.

Кирси Мари Лииматайнен беседует с актерами на сцене.
Йоханна Кокко, Марьяна Майяла, Эйла Халонен и Йоуко Пуоланто сыграют роль «Возвращения домой». Фото учений Лииматайнена 12 августа 2022 года.

В деревне мы недоумеваем, в каких, черт побери, позах толкаются эти латтапили? Педофилы! Они приходят сюда, чтобы навязать нашим детям свою больную гей-идеологию! Если они получают разрешение на брак, то такое же разрешение дается и свиньям. Что говорит Библия?

В центре всего живут люди, любящие друг друга, которые никак не могут решить, стоит ли им совершить революцию или сосредоточиться на своей маленькой повседневной жизни – даже если это тайна от других.

Было бы легко и приятно думать, что жизнь на самом деле не такая. Но это все.

Режиссер Кирси Лииматайнен вместе с актером расправляет на полу газетные вырезки.
Спектакль «Возвращение домой» ставит под сомнение восприятие Финляндии как открытой и толерантной страны. – Эта свобода никогда не была доступной для всех местностей, – констатирует Лииматайнен. Режиссер: актриса Йоханна Кокко.

Равенство на линии огня

Чуть больше недели назад Yle рассказал об учениках художественной школы Савонлинны, которым в худшем случае приходится убегать от града во время школьных экскурсий. Причина в том, что некоторые из них предположительно принадлежат к сексуальным или гендерным меньшинствам, и в сообществе есть люди, которые не знают, как решить эту проблему.

Сама Кирси Мари Лииматайнен была вынуждена бежать, когда держать подругу за руку было невыносимо для банды. Один дом в Ориведе, другой в Берлине. В последнем нападения на меньшинства все время усиливаются.

Лииматайнен учился на кинорежиссера в Германии в Потсдамской киноакадемии на рубеже тысячелетий. Последней его работой стал художественный фильм _Соня_, вышедший в 2006 году. Некоторым зрителям он показался слишком большим. Фильм был о девушке, которая заинтересовалась своим другом того же пола.

Примерно в то же время в Европе начала более широко подниматься голова от марихуаны, вспоминает Лииматайнен.

Кирси Мари Лииматайнен стоит в стороне.  Позади него на скамейке сидит мужская фигура с сумкой для покупок.
Нынешняя жительница бывшего родного двора Лииматайнена хотела попасть в кадр. – Я живу здесь более 30 лет. Здесь есть все, что вам нужно, заявил джентльмен и попытался ввести Лииматаи в дом своих гостей.

По мнению Лииматайнен, сейчас права женщин ущемляются тяжелой рукой. В то же время свободы меньшинств также находятся на линии огня. По его мнению, стоит следить за тем, что происходит в Польше, Венгрии и США.

– Теперь, когда право на самоопределение женских тел было рассмотрено в Соединенных Штатах, от этого до, например, запрета на домогательства остается небольшой шаг.

Лииматайнен ссылается на раздел финского Уголовного кодекса, который был удален только в 1999 году и криминализировал поощрение гомосексуализма.

Заявления, ставящие под сомнение права меньшинств, постоянно звучат из уст видных политиков Финляндии, отмечает Лииматайнен.

Лииматайнен считает грустным, что основные СМИ, а также другие органы власти не осуждают заявления однозначно.

По мнению Лииматайнен, антигендерная речь, направленная против сексуальных и гендерных меньшинств, явно сочетает в себе женоненавистничество, антифеминизм, крайний правизм, расизм и религию.

– Ненависть, с которой сталкиваются меньшинства, сравнивают со страхом перед коммунизмом. Когда о сексуальной ориентации говорят как об идее или идеологии, делается попытка заставить людей бояться революции.

Лииматайнен привык держать свою сторону.

Он практиковал это с детства.

Кирси Мари Лииматайнен сидит на кухонном стуле, оставленном снаружи перед многоквартирным домом.
По мнению Лииматайнена, войну на Украине можно увидеть в той мужской модели, которую в Финляндии снова начали идеализировать. – Это действительно токсичная модель, традиционная, сильная и жестокая. Такое мышление также сужает пространство для мужчин.

Лыжи позволили мне многое простить

Когда семья Лииматайнена переехала в Херванту в 1973 году, там было всего три многоквартирных дома и коммерческий автомобиль. Бар построили раньше детского сада.

Бетонный квартал рос огромными темпами, обзавелся бассейном, библиотекой и свободным графиком. Среди прочего там собрался ансамбль народной песни.

– Я отправился в Таньхуа из-за моего друга, но вскоре уехал. Этот патриотизм не чувствовал себя хорошо. Я не остаюсь в местах, где мне плохо. В детстве я уже чувствовал себя аутсайдером.

Ощущение аутсайдера усиливалось тем фактом, что Лииматайнен, выходец из рабочего класса и посещающий пионерский клуб, попался на глаза учителю возрождения в начальной школе.

– Он спросил меня, что когда церкви строят из красного кирпича, это заговор коммунистов.

Кирси Мари Лииматайнен стоит на внутреннем балконе торгового центра, опираясь на руки.
Спроектированный парой архитекторов Райли и Реймой Пиетиля, центр Hervanna из красного кирпича представлял собой современную архитектуру конца 1970-х годов.

Лииматаи защищал тот факт, что он был хорошим учеником и сильным спортсменом. Даже левизна прощалась, когда ты достаточно сильно катался на лыжах.

– Я попал в спортивный вуз, где всегда подчеркивалась осанка и страна, и все время определялось, как надо быть.

Первая любовь Лииматайнена также была связана со спортом. Оно оставалось однобоким.

– Я влюбился в своего друга в спортивном клубе, когда мне было лет 16. Я сказал ему, что видел сон, в котором я целовал его шею. Это был риск, но у меня не было выбора. Я был так влюблен.

Моя дыра была найдена

Кирси Мари Лииматайнен до сих пор помнит, каково было читать объявление в Аамулехти о баре Merirosvo у подножия Нясиннеула. Раз в неделю устраивалась гей-дискотека.

Это было бы место, где вы, наконец, осмелились бы подойти к другому человеку без страха.

– Объявление испугало, вырвало и заинтересовало. Помню, когда я пошел на свою первую вечеринку по стигматизации, меня трясло. Тем более, что это был мой первый опыт с женщиной.

Кирси Мари Лииматайнен сфотографирована сверху, когда она смотрит прямо в камеру.
Лииматайнен в 1980-х годах вел новаторскую работу по защите прав меньшинств. – Тогда Тампере был действительно мелкобуржуазным городом. Наша культура была подпольной, потому что другого выхода не было.

Лииматайнен нашел свое сообщество.

Он не думает, что пережил бы тоску своей юности без панк-кругов своих подростков, не говоря уже о меньшинстве ЛГБТК и левом молодежном движении, которое он обнаружил позже.

– У меня была группа скваттеров, люди, которые основывали ночной клуб Mixei, и люди, с которыми можно было планировать мероприятия. Без них я бы не справился. Я бы не выдержал давления. Я бы стал самоубийцей, сломленным и одиноким.

Хотя Лииматайнен нашел дом среди своих людей в свои двадцать, остальной мир все еще не позволял ему быть самим собой.

– Когда вы встретили в театре людей, которых вы видели в гей-клубах, они сказали, что мы не говорим о таких вещах здесь. Когда я была актрисой в 1990-х, еще тогда продюсер сказал, что я никому не могу рассказывать о своей девушке.

В конце концов, Лииматайнен сыт по горло. Если работы уходят из-за того, что он не согласен жить двойной жизнью, то уходите.

– Секретность сделала меня настолько немым, что я был в завязке несколько лет. Это так сильно повлияло на мое психическое здоровье, что я решил сначала рассказать всем о своей девушке.

Кирси Мари Лииматайнен в слегка передвинутом снимке.
– Когда я был молод, мы читали о гей-культуре все, что только можно было найти, мы читали все книги Пиркко Сайсио. Если нигде нет зеркал, страдает ваша самооценка, и у вас нет сил быть собой, — говорит Лииматайнен.

В 1988 году Лииматайнен уехал на год учиться в Восточную Германию. Поначалу казалось, что атмосфера более свободная, чем в Финляндии.

Когда Лииматайнен снимал фильм «Товарищ, где ты сейчас?», он познакомился с немецкими архивами. Это заставило его осознать, насколько контролируемой и преследуемой была жизнь сексуальных меньшинств в ГДР. Будучи иностранцем, он пребывал в блаженном неведении о повседневных проблемах.

Когда несколько лет спустя Лииматайнен вернулся в Германию, чтобы закончить обучение режиссуре, он на себе испытал свою долю дискриминации.

– Когда учителя в школе узнали, что у меня есть отношения с женщинами, они начали шептаться и дразнить, держась за руки. Я не знаю, пытался ли меня переубедить какой-нибудь натурал, но они продолжали пытаться меня трахнуть.

«Люди глупы в отношении своей сексуальности»

Сейчас во многих отношениях дела обстоят лучше, чем в молодости Лииматайнена.

Все больше и больше людей осмеливаются быть собой даже в маленьких городах, начиная с церкви, они участвуют в прайдах, вечеринки больше не нужно проводить под землей.

Кирси Мари Лииматайнен смотрит на себя через зеркальное окно.
Лииматайнен в настоящее время работает над документальным сериалом об истории финского ЛГБТК с режиссером Маркку Хейккиненом.

Многие, особенно представители молодого поколения, считают, что больше нет смысла определять свою сексуальность. Кому какое дело?

– Я говорил с председателем Sateenkaarisneiori как раз о том, что в настоящее время Pride больше не принимается сверху донизу. Мы больше не будем терпеть, но будем одной семьей, — описывает Лииматайнен.

И все еще:

– До сих пор есть люди, которые не могут рассказать родственникам или коллегам о своей ориентации. Мы все еще сталкиваемся как минимум с микроагрессиями: недействительность, глупые вопросы, молчание.

Лииматайнен считает, что чрезмерный интерес к тому, что происходит под прикрытием других людей, связан с «скованностью» сексуальности.

– Люди такие тупые, когда дело доходит до секса. Порно легко, эротика сложнее. Настоящий эротизм пугает. Эротическое освобождение звучит для меня лучше, чем сексуальное. Секс сразу переходит в сторону порно, и я вообще не парюсь по этому поводу.

Кирси Мари Лииматайнен смотрит прямо в камеру, ее волосы развеваются на ветру.
Лииматайнен вырос в рабочей семье. – В театр меня не водили, а водили в театральный кружок и поощряли к чтению. Если было скучно, бабушка с мамой устраивали маскарад. Мне повезло, что в моей жизни были взрослые, которые умели играть.

– Почему-то здесь нельзя быть эротичным человеком, одеваться немного сомнительно. Только когда ты пьян, ты можешь смеяться, танцевать или трогать. Печально, как это мезо, что наверняка Марин тоже напился выпивки и коктейлей как сумасшедший, потому что иначе это не было бы таким счастливым и сексуальным.

По словам Лииматайнена, причина жесткости кроется в чувстве греховности, привитом финнам.

– Представление о грехе прививается каждому ребенку атеистической семьи уже в детском саду и школе. Это основа этих адских возрожденческих христианских движений.

Гей-персонаж преуспевает в комедии

Когда он был моложе, Лииматайнен мог искать персонажей в фильмах, сериалах и театрах, чтобы идентифицировать себя с ними. Если где-то появлялся персонаж, принадлежащий к сексуальному или гендерному меньшинству, обычно для него это заканчивалось плохо.

Или этот человек был просто смешным.

По мнению Лииматайнена, ситуация в этом плане не особо улучшилась, хотя на первый взгляд так и выглядит.

На изображении отсутствуют обычные люди с обычными историями. Когда у человека нет зеркала, представление о себе искажается.

– Например_мюзикл Присцилла_это карнавал, а не реальная жизнь. Эти вещи тоже нужны, но такова и повседневная жизнь. Где в журналах парочки геев и лесбиянок? Где, например, радужные семьи, когда появляются новости о ценах на квартиры или когда рекламируется страховка?

На стриминговых сервисах есть несколько сериалов, в которых персонажи, принадлежащие к сексуальным меньшинствам, переживают приключения, но, по подсчетам Лииматайнена, большинство из них — комедии.

– Способ обращения многое говорит об отношениях. Помимо комедийных сериалов, о меньшинствах снимают так называемые художественные фильмы, некоторые из которых представляют собой чистое порно, предназначенное для зрителей-гетеросексуалов-мужчин.

Кирси Мари Лииматайнен стоит перед многоквартирным домом, где она жила в детстве.
– Моя бабушка рассказывала мне, что в 1950-е годы карьера \”хомпеля\” обычно рушилась, если он выходил из туалета. Когда я сама вышла из чулана, бабушка пошла в библиотеку, разузнала о делах, а потом объявила, что самое главное, что я счастлива, — вспоминает Лииматайнен.

Лииматайнен надеется, что режиссеры и сценаристы серьезно задумаются, чьими глазами видятся персонажи. Особенно женщины.

Несколько зрителей сказали Лииматайнену, что его пьеса «Возвращение домой» глубоко тронула их.

– Мужчина старше 70 лет сказал, что наконец-то появился текст, в котором можно чувствовать себя в своей тарелке. Многие со слезами на глазах благодарили, что наконец-то о нас говорят. Если бы сюжеты были доступны, одна маленькая пьеса в маленьком театре вряд ли была бы так важна.