Культурный гость Вилле Ранта пишет о скользком пути свободы слова. Сатира карикатуриста, бьющая по многим направлениям, особенно оскорбляет мужчин.
Озорная женщина стоит на спине голого бородатого мужчины, имитирующего кошку, и рассуждает о том, что многочисленные отношения увеличивают ценность жизни.
– Карикатура встроена в дискурсивную культуру нашего времени: каждую неделю придумывается новое название для новой формы отношений, и все это явление обсуждается в цветистых выражениях. Многие люди приняли мультфильм очень близко к сердцу.
Миссия по разоблачению лицемерия
Рисунок “Полиамория” отражает философию творчества Ранты: нет ничего святого и все игнорируются, независимо от партийной принадлежности, пола или этнической принадлежности.
Большую часть времени цель Ранны – разоблачить человеческое лицемерие, человеческие слабости и двойные стандарты. У людей очень сильная потребность быть хорошими людьми в глазах других — и, конечно же, в собственных глазах.
– Бывает печальный результат, когда хорошие люди не осознают, что иногда они тоже ошибаются и поступают плохо.
Через пороки и слабости Ранта также подходит к политическим вопросам и использованию власти.
– Основная роль художника-карикатуриста состоит в том, чтобы выступать в роли критика использования власти и пытаться лишить применение власти того уважения, которое оно автоматически вызывает.
С творчеством Ранты связан парадокс: он финирует власть имущих, но сам в некотором роде таковой. Ведь сегодня у него аудитория в сотни тысяч читателей в Илталехти. Ранта подчеркивает, что, хотя он и не имеет права принимать решения, у него еще больше права голоса. Это хорошо знать.
Моральные принципы, адаптированные для художников-карикатуристов, согласно которым нужно всегда бить вверх, а не вниз, больше не работают для Раннты.
Богохульство является уголовным преступлением, проверенным временем
Свобода слова связана с силой слова, текущая ситуация в Финляндии, например, некоторое время размышляла Вилле Ранта. По словам карикатуриста, в воздухе витает что-то экстраординарное, ведь границы свободы слова проверяются, исследуются и, возможно, даже сужаются.
В прошлом о пляже было возбуждено несколько уголовных дел, но в исключительных случаях новое дело дошло до стадии уголовного расследования. Это расстраивает пляж.
– Конечно, я как карикатурист знаю о законах, ограничивающих свободу слова, и учитываю их в своей работе.
Он не может сказать, почему рисунки могли быть виновны в подстрекательстве к этнической группе или нарушении религиозного мира.
Финляндия — одна из немногих западных демократий, где обычно совершаются такие преступления, как нарушение религиозного мира. По словам Ранты, проблематично то, что вы можете быть виновны в нарушении религиозного мира, если, например, вы *пренебрежительно* относитесь к вещам, которые религиозные общины считают священными.
– Унижение – старомодное слово, которое может означать что угодно. На мой взгляд, в современной Финляндии такой закон уже не нужен.
С другой стороны, по мнению Ранты, уголовное название подстрекательство к национальной группе, которое обычно используется в странах Запада, лежит в основе конституционных вопросов и прав человека, но его использование против блогов и карикатур политиков вызывает сомнения. В этом криминальном названии также используются слова, которые по определению могут означать что угодно.
– До последних нескольких лет я думал, что даже если в рассматриваемом законе так говорится и его можно интерпретировать таким образом, в Финляндии он не будет применяться для ограничения нормальных социальных дискуссий. Однако сейчас что-то явно изменилось.
По словам Ранны, граждане смогут сами судить об остроумии и важности вышеупомянутых мнений, а не обращаться в суд.
– На основании этих дел может быть снова ограничена свобода слова.
Когда Ранту приказали допросить в полиции, он почувствовал, что политическая сатира создала атмосферу страха.
Хотя Вилле Ранта уверен в будущем ситуации со свободой слова в Финляндии, конкретный крайний пример систематического подавления людей можно найти прямо по соседству.
– За последние 15-20 лет в России полностью уничтожена свобода слова: сначала чуть-чуть, потом еще чуть-чуть, а когда остальное отнимут, люди могут этого и не заметить.
Ранта подчеркивает, что свободу слова трудно и сложно создать, но очень легко отменить.
Зачем нужен закон о живописи?
По словам Вилле Ранна, свобода слова как в Финляндии, так и в других западных обществах ограничивается ненавистническими высказываниями и притеснениями.
Ранта считает, что у нас есть проблема со свободой слова, если люди не осмеливаются выражать свое мнение.
– Помимо клеветы и преследования, у нас уже есть возбуждение против национальной группы в законе. Скорее проблема в том, что полиция не вмешалась или не смогла вмешаться во все притеснения, в которые она должна была вмешаться.
По мнению Ранны, было бы лучше, если бы мы строго следовали существующим законам, которые сами по себе ограничивают свободу слова. Закон о живописи также поднимает несколько важных вопросов в Ранте:
– Можно ли обвинить Yleisradio в клевете, если оно сделает несколько очень критических материалов, например, о министре или члене парламента? Политики уже называют критику в свой адрес краской.
Ужасы социальных сетей
Глобальные угрозы свободе слова включают политический ислам. В результате серии терактов в Париже в 2015 году исламисты убили более 130 человек. После этого многим художникам пришлось задуматься о том, что они осмелятся рисовать, а что нет.
– Как карикатурист я знаю и чувствую, что влияние терактов в Париже на индустрию было огромным, – признается Вилле Ранта.
Ограничение сатиры против ислама также стало актуальным в Швеции. В повестку дня новой партии «Партиет Ньянс», пользующейся большим успехом в пригородах, входит законодательное запрещение всех карикатур на пророка Мухаммеда.
Вилле Ранта ставит социальные сети в центр глобальных проблем со свободой слова.
Ранна считает ужасным, что практически все люди, от политиков до художников, зависят от социальных сетей.
– Instagram развивается в направлении, когда алгоритмы выбирают то, что мы видим, а Twitter только что был куплен самым богатым человеком в мире, что кажется нестабильным случаем.
А как насчет Соединенных Штатов? По словам Ранты, образцовая страна свободы слова в настоящее время находится в режиме прямых скидок; Американское общество разделено надвое и обе стороны пытаются ограничить свободу слова друг друга, что могут.
– Другие хотят иметь возможность определить, как и какими словами можно говорить о людях и вещах, в то время как другие пытаются предотвратить продвижение равенства и обсуждение сексуальности.
Мужчины чувствительны
Десять лет назад карикатуры Вилле Ранна пользовались особой популярностью у простых финнов. По словам Ранны, отчасти причина заключалась в том, что после jytky 2011 года Perussuomalaiset почувствовала, что представляет народ, а не является традиционной партией.
– В то время у них была крайне низкая терпимость к критике, и я получил от них много гневных отзывов. Сейчас ситуация явно изменилась.
По словам Ранты, это в духе времени, когда различные группы и фракции регулярно обижаются на направленные на них карикатуры и требуют уважения к себе.
– В наши дни сатира и критика часто интерпретируются как ненависть и разжигание ненависти.
По опыту Ранты, особенно легко травмируются мужчины. Они могут кинуть свои «лопаты в проект» и полностью сгореть, если тема розыгрыша — цена на газ или беженцы.
– Если рисунок связан с сексом, сексуальностью или полом, люди чувствительны – не обязательно к себе, но и к другим.
Вышеупомянутое также связано с недавним тревожным звонком Ранны, вызвавшим «глупые и ненавистные обвинения». Карикатуриста забавляет то, что существование явления отрицается. Или что об этом требуется говорить определенными словами или способом.
– Это жалкие разговоры этого десятилетия, над которыми, наверное, потом будут смеяться так же, как над политическим жаргоном 1970-х.
* Что вы думаете о свободе слова? Можно в центре 12.12. до 23:00*
*Добавлено в 18:53 упоминание о том, что окружной суд снял обвинения с Пяйви Ряся и приговор был обжалован в Апелляционном суде.*