Культурный гость Ээро Аарнио, известный своим креслом-шаром, проектирует стулья, но у него самого нет времени присесть.
– Не торопитесь правильно. Посмотрим, что мы сможем придумать, — направляет он посетителей по телефону.
Домашняя студия расположена на берегу озера в Вейкколе, менее чем в получасе езды от центра Хельсинки.
Аарнио сам спроектировал легкое здание площадью почти 300 квадратных метров.
Внутри это как выставка самых известных дизайнерских стульев: в холле стоит белый .
Дизайнер много раз в день ходит вверх и вниз по лестнице трехэтажного дома. Вот как он говорит, что «набирает шаги и остается в движении».
Этим летом Ээро Аарнио исполнилось 90 лет.
– Если я тороплюсь, то варю кофе и работаю с раннего утра.
Даже сегодня Аарнио проснулся рано. На дизайнерском столе домашней студии уже родился новый продукт.
На бумаге обведен стул.
– Такого табурета еще нет. Я просто придумал для него название. Это !
Аарнио повторяет придуманное им имя. Рахи звучит для него достаточно традиционно и по-фински.
Дизайнеру сложно понять, почему финские слова подходят не всем, хотя язык для него хороший и богатый.
– Я расстраиваюсь, когда открываю газету, а первая полоса только на английском языке. Это не Англия и не Америка, а миленькая Финляндия. Мы должны гордиться этим.
На столе среди фломастеров и лент лежит старая хлебная карточка военного времени. Когда все было в дефиците, еда была на карточках. Регулирование было необходимо, чтобы еды хватало на всех.
– Странные вещи люди хранят, – недоумевает сам Аарнио.
Война на Украине, которая идет уже два года, часто возвращала мысли в детство. Когда в 1939 году разразилась Зимняя война, Аарнио был маленьким мальчиком и осознал, что Хельсинки бомбят.
Вы следили за освещением войны в Украине?
– Чертовски верно! Я внимательно следил за этим. Украина еще хуже, чем в моем детстве. Там людей расстреливают на улицах.
Когда Ээро Аарнио был ребенком, семья из пяти человек жила на верхнем этаже многоквартирного дома в Каллио, Хельсинки.
Дом отапливался дровами. Задача Ээро состояла в том, чтобы распилить балки и перенести их с цокольного этажа на пятый этаж.
Он вырезал миниатюрные модели самолетов из деревянных чашек и рисовал картины.
– Карандаш – одно из величайших изобретений в мире. Подумайте, что вы можете сделать с ним, кроме рисунков?
– Писанием можно создать войну и мир, – отвечает он сам себе.
Ээро играл в войну и боялся
Семья была бедной. Мать занималась домом, а отец был маляром-строителем. Аарнио говорит, что «каким-то образом мы остались живы».
Он помнит, как во время войны неизвестный мужчина пришел домой, таща за собой большой коричневый чемодан. Мужчина положил открытую сумку на пол.
– Внутри была туша большой свиньи! Я думал, теперь мы будем получать приличную еду.
Но цена была высока, и купить мясо у торговца на черном рынке родители не могли.
– Еда шла сбоку от рта, – говорит Аарнио.
Когда в 1941 году разразилась война-продолжение, родные уголки Аарнио также подверглись бомбардировкам. Он помнит стоячие трубы разрушенных деревянных домов.
Днем Аарнио и его друзья собирали с улицы черепки и играли в войнушку.
На ночь он только разулся. Одежду стоило оставить на случай воздушной тревоги и быстрого броска в бомбоубежище.
– Я провел много ночей в бомбоубежище. Я всегда думал, что это произойдет сейчас, — говорит Аарнио и надолго замолкает.
Затем мать и Ээро покинули Каллио, спасаясь от войны.
– Помню, как мы поехали на вокзал Хельсинки на трехвагонном троллейбусе, а оттуда забились в полный вагон поезда. Неважно, куда шел поезд, главное, чтобы он выходил из Хельсинки.
– Мы осмотрели фермы и попросили место для ночлега.
Из Ориматтилы он помнит зимний вечер и возвращение из сауны. Тайванранта был красным. Хельсинки бомбили.
– Мать сказала, что я надеюсь, что отец жив.
Почему дизайнер хочет рассказать о том, что было 80 лет назад?
– Сейчас, когда я вижу фотографии бегущих от войны людей, мне вспоминается это время. Это была такая школа, что когда ты ее преодолел, твои нынешние трудности — ничто.
– Вы не должны жаловаться. Все чертовски хорошо.
вращение. Ээро Аарнио похлопывает по внутренней обивке кресла и показывает, как удобно сидеть в кресле — как будто безопасно.
Футуристическому стулу из стеклопластика в следующем году исполнится уже 60 лет.
Изначально Аарнио проектировал для своей семьи, жены и двух дочерей. Он думал, что они все смогут поместиться в нем, чтобы смотреть телевизор.
Стул впервые был выставлен на стенде мебельной фабрики Asko на Кельнской мебельной ярмарке в 1966 году.
– Asko Oy поначалу не была в восторге, потому что мебель должна была быть из дерева, а не из пластика. Меня даже не пригласили на ярмарку.
Но интерес был огромен, и кресло произвело фурор. В течение ярмарочной недели Паллотуоли был продан в десятки разных стран.
упомянул необычные стулья. Итальянцы хотели, чтобы они были выставлены в Милане.
В Финляндии звонит телефон:
– Аарнио, скорее в Кёльн! Тогда это было выключено, он смеется.
стала иконой моды, которая сегодня стоит почти 7000 евро.
За стулом в 1960-х годах последовали красочные стулья . Их фотографии вы можете найти на сайте здесь.
Классические изделия отличаются яркими цветами и мягкими округлыми формами.
– Их конструкция прошла испытания, – с удовлетворением говорит дизайнер.
Когда в 2018 году Микки Маусу исполнилось 90 лет, Дисней связался с Аарнио.
– Меня спросили, есть ли у дизайнера идея, как поздравить Мики. Я сразу придумал решение.
По мнению Аарнио, круглые формы лица Мики «сидят на голове, как нос».
— Я отправил свои планы в Disney, и они сказали, что мы надеемся на что-то подобное.
Дизайн Ээро Аарнио встречается во всем мире.
на обложке полуголые женщины бездельничают в креслах, спроектированных Ээро Аарнио.
Помимо многочисленных газетных статей, продукцию можно увидеть в рекламе и фильмах.
Они есть в коллекциях, между прочим.
Дизайнер должен быть смелым продавцом
Аарнио — один из самых всемирно известных финских дизайнеров.
По его мнению, финские дизайнеры и производители теперь должны быть смелыми. Вы должны сами продавать свои навыки.
Недавно созданный Информационный центр дизайна объявил о своем намерении способствовать интернационализации финского опыта в области дизайна.
Крупнейший фестиваль дизайна в странах Северной Европы
Аарнио инструктирует, что объекты должны быть интересными, явно отличаться от других, но при этом пригодными для использования. Он сам всегда проверяет эргономику кресла, потому что «основы должны быть в порядке».
– Я всегда был творцом. Когда я родился, у меня была полностью заряженная батарея, и она все еще полна энергии.