Умер Жан-Люк Годар, мастер французской “новой волны

Годар был одним из самых известных и противоречивых режиссеров в мире, совершившим революцию в кинематографе.

Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар 1930-2022

Годар считается мастером французского кино “новой волны” и одним из ключевых архитекторов жанра, зародившегося в 1950-х годах.

Кинематографический язык Годара имитировался, критиковался и был отмечен многочисленными наградами. Хотя Годар свободно переходил стилистические и жанровые границы, его фильмы всегда были узнаваемы.

Он часто использовал прыжковые нарезки и коллажи, снимал с рук, в реальных местах и быстро.

Жан-Люк Годар.
Жан-Люк Годар на съемках фильма “Безумный Пьеро”.

От кинообозревателя к кинообозревателю

Отец Жан-Люка Годара родился в Швейцарии, и семья провела там большую часть детства и юности будущего мастера-режиссера.

Годар начал свою карьеру в качестве кинокритика во влиятельном издании Cahiers du Cinéma.

В телеинтервью, проведенном Yleisradio в 1965 году, он сказал, что он все еще критик и что он получил почти все от критики.

– Я критиковал общество средствами кино.

Годар разрушил условности и жанровые границы

Жан-Люк Годар начал свою карьеру с короткометражных и документальных фильмов о строительстве плотины. Его первый полнометражный игровой фильм «О суфле» (_A bout le souffle)_ был завершен в 1960 году.

Он считается одним из ключевых произведений французской Новой волны. Экзистенциальная и романтическая история о преступлениях и любви, основанная на истории Трюффо, мгновенно стала хитом. Фильм, восходящий к традициям американского нуара, также сделал звездой актера Жана-Поля Бельмондо.

Годар был очень плодовитым в первые годы своей карьеры. Он убрал свой нож от условностей кино или жанровых границ. В репертуар входили такие криминальные фильмы, как \”Hullu Pierrot\” (_Pierrot le fou_, 1965) и мюзикл \”Nainen on aina nainen\” (_Une femme est une femme_, 1961).

Многие его фильмы вызвали ожесточенную полемику сразу же после выхода на экраны. Например, _Le Petit soldat_ (_Le Petit soldat_, 1963) изначально был запрещен, поскольку ставил под сомнение действия Франции в алжирской войне и изображал пытки со стороны армии.

Анна Карина в объятиях Жан-Люка Годара.
Анна Карина в объятиях Жан-Люка Годара в 1961 году.

Озвученное “нет” Голливуду

Левый Жан-Люк Годар стал еще более политизированным в середине 1960-х годов. В своих произведениях он резко критиковал войну во Вьетнаме, американский империализм и капитализм.

На протяжении большей части 1970-х Годар, казалось, забросил кинематограф. В основном он снимал видео для телевидения в своей собственной швейцарской студии, пока не вернулся на большой экран в 1980-х годах.

Гигантский проект «История кино» часто считается краеугольным камнем последних постановок Годара. Сериал, который готовился почти десять лет, был завершен в 1998 году. Он охватывает понимание Годаром истории кино и роли кино в западной мысли.

Жан-Люк Годар и Брижит Бардо.
Годар снимает Бриджит Бардо в фильме “Маскулин, феминин: 15 притч” (1966).

Резкая декларативность юности Жан-Люка Годара смягчилась в продукции позднего периода в сторону универсального гуманизма. Тем не менее, Годар не пошел на компромисс со своими принципами. Среди прочего, он пропустил Тель-Авивский кинофестиваль, потому что ему сказали оставить свои политические взгляды в аэропорту.

Годар никогда не любил Голливуд. Когда он был награжден премией Академии за жизненные достижения в 2010 году, чтобы поехать на гала-концерт.

Yle Teema будет вспоминать режиссера предстоящей зимой. Фильм «Женщина всегда остается женщиной» будет показан 3 декабря в программе «Кино Классикон» из цикла «Сердце кино», а за ним последует подборка других лучших фильмов Годара, таких как «Последний вздох», «Полуденный призрак» и «Выходные». \”.

Жан-Люк Годар.
Годар в 2020 году в Цюрихе.