Нарядное свадебное платье бабушки не обязательно является самым дорогим вещевым сокровищем на вашем чердаке – для музейных коллекций нужны обычные повседневные вещи.

Старые вечерние платья могут быть ценными, но их много в музейных коллекциях. Рабочая и повседневная одежда, с другой стороны, отсутствует, даже если она больше рассказывает о жизни в старые времена.

Шелковая мечта была передана в музейные коллекции в 1930 году. Именно благодаря частным пожертвованиям коллекции накапливаются, а историческую жемчужину можно найти в обычном предмете быта.

Однако многие вещи, представляющие ценность с музейной точки зрения, были выброшены с чердаков. Когда специалистов-историков спрашивают, чего не хватает коллекциям, ответ однозначен.

Например, при организации выставки «Тампере 1918» в музейном центре Ваприики было замечено, что в коллекциях нет обычной повседневной одежды городских мужчин столетней давности.

Платье офицерской невесты 1850-х гг.  Вершина.
Шелковое свадебное платье Аманды Найман публика увидит в последний раз, ведь оно уже начало разваливаться. Шелк как бы ест сам себя. «Иногда в витрине можно увидеть кусочки волокна. Печально то, что разложение материала не прекращается», — говорит реставратор Арья Коскинен.

Изношенная рабочая одежда – свидетельство повседневной жизни

– Обычные будни в Тампере. Важно иметь в коллекции старую рабочую одежду. Хранителя интересует история использования и то, как потребление отражается на одежде.

История потребления и использования такая же, как и история одежды, и это самое главное с точки зрения музея. Для музеев наиболее ценны вещи и предметы, у которых есть история.

– Контекстная информация должна быть как можно лучше: кому принадлежала одежда, в какой ситуации она использовалась и есть ли история, связанная с одеждой, – перечисляет критерии Мари Линд.

Старый костюм жениха на выставке в музее Милавида.  Он представлен исследователем Мари Линд.
Что делает это свадебное платье ценным, так это то, что история платья известна. Красавица из хельсинкского общества вышла замуж в нем в 1855 году, говорит суперинтендант Мари Линд.

Так что вы можете найти одежду на чердаке, которой лучше было бы поместиться в музее. Если вы подозреваете, что находки могут иметь историческую ценность для людей, не являющихся членами вашей семьи, вам следует спросить музеи вашего родного региона или области об их интересе.

Однако сито тесно из практических соображений.

– Мы всегда тщательно проверяем, может ли предлагаемая нам одежда быть включена в коллекции, потому что, когда мы ее принимаем, мы обязуемся хранить ее как можно дольше, – объясняет Мари Линд.

Сокровище есть сокровище даже дома

У профессионалов наилучшие условия для сохранения старых хрупких материалов, которые легко разрушаются в условиях влажности дома и при неаккуратной развешивании.

Итак, должны ли люди активно стремиться привезти старые ценные костюмы со своих складов? Пыйсало солидарен с коллегами в том, что для музеев нужна повседневная одежда в хорошем состоянии, но хотелось бы, чтобы люди ценили и домашние коллекции.

– Вопрос противоречивый и ресурсы ограничены. Одежда является важным материалом с точки зрения семейной истории. Я думаю, что даже среди большого количества вещей люди могли бы что-то хранить сами и уделить внимание хранению. Одежда может быть большим сокровищем даже для семьи.

В лучшем случае одежда получает новую жизнь, пока еще старая, напоминает Пыйсало.

– Мой собственный сын-старшеклассник откопал на чердаке кожаную куртку своего дедушки и жилет от старого семейного костюма. Таким образом, сокровища можно сохранить, потому что кто-то может когда-нибудь их найти и использовать.

*Выставка «Прекрасная невеста» находится в музее Милавида в Тампере до 3 марта 2024 года.*