Финский арт-рынок пережил сильные удары, но на данный момент торговля идет хорошо, а цены низкие. Индустрия, погрязшая в скандалах с контрафакцией, стала еще более прозрачной.
В последние десятилетия финский арт-рынок пережил тяжелые времена. В период бума финны инвестировали в искусство, и цены выросли, но рецессия 1990-х обрушила рынок.
После рецессии отрасль пострадала от нескольких скандалов с подделкой документов, которые запятнали репутацию торговли произведениями искусства. По словам Хагельстами, торговля искусством медленно восстанавливается.
– Торговля идет, но цены низкие, что связано, например, с тем, что старшее поколение продает работы, которые не интересны их потомкам, и это создает переизбыток на рынке.
Другая причина заключается в том, что традиционные художественные магазины исчезают с уличной сцены, потому что молодые люди не обращаются в индустрию, когда родители выходят на пенсию. На смену им пришли аукционные дома, которые изменили отрасль.
– Торговая сеть сократилась до доли того, что было раньше, и торговцы привыкли поддерживать какой-то уровень цен. Сейчас этот фактор также почти полностью ушел с рынка.
В собственном магазине Хагельстами полно картин и других предметов коллекционирования. Однако Хагельштам характеризует это как хобби.
– Этот мой хобби-магазин больше говорит о том, что я не могу остановиться. Это немного маниакально, почти как алкоголизм, смеется Хагельштам.
Интернет сделал арт-торговлю прозрачной
Интернет сделал торговлю произведениями искусства еще более открытой. Цены видны всем, и каждый, кто умеет пользоваться интернетом, может следить за торгами.
В прошлые годы многие люди изучали реестр художников, чтобы найти информацию как основу для определения цены, но сегодня даже эта информация доступна каждому в Интернете.
– В Интернете много информации, но если вы хоть немного в ней не уверены, вам следует проконсультироваться со специалистом, – советует Авомаа.
Хагельштам считает, что прозрачность полезна для отрасли.
– Торговля лучше, когда отрасль и ценообразование прозрачны. Рынок всегда ищет свой собственный ценовой уровень, и цена молотка всегда является правильной ценой в этот день.
– Если цены на произведения искусства остаются на таком уровне, что их могут купить обычные потребители, то это гораздо лучше для художественных магазинов, чем если бы они были завышены. У людей должен быть такой вкус, чтобы заключались хорошие сделки, размышляет Хагельштам.
Сколько ты мог бы получить за лучшую доску папы?
Таким образом, ценообразование на произведения искусства становится довольно прозрачным, а покупка становится простой, поскольку торговля осуществляется в режиме онлайн, и обычно вы можете следить за аукционами в Интернете, но продажа и установление правильной цены — более сложный вопрос.
На стенах многих домов, например, можно найти картины, считающиеся прекрасными, но на которых, однако, отсутствует подпись художника.
*–* Я бы всегда относился к ним с оговорками. Такие продаются, например, работы *старых мастеров*, и они могут быть 19 или даже 18 века, но в Финляндию их доставили на грузовиках, и обычно они не имеют такой же ценности, как подписанные работы, говорит Пентти Авомаа.
Еще одна проблема заключается в том, что нет уверенности в подлинности произведения. Согласно традиции, произведение может быть подлинным, даже если оно не является таковым на самом деле.
– Действительно есть оценщики работ, но тогда предполагается, что работа подлинная. Чтобы доказать это, нужны особые знания, напоминает Авомаа.
И Хагельштам, и Авомаа придерживаются мнения, что если, например, поместье решит продать произведения искусства, лучше всего обратиться в известные аукционные дома.
– Там можно найти опыт и обширную сеть клиентов. Формирование цены на аукционе прозрачно. Однако всегда следует помнить, что продавцу тоже нужно зарабатывать деньги, поэтому покупатель платит комиссию с продажной цены, — говорит Хагельстам.