Вагнер был антисемитом и любимым композитором Гитлера. По словам историка Ханну Салме, в Вагнере сконцентрирована европейская проблема.
Споры вокруг Вагнера продолжаются более 200 лет после рождения композитора. У многих имя композитора вызывает в памяти неприятные отголоски, например, из-за его антисемитизма. Вагнер распространял язык ненависти, но, с другой стороны, он также призывал к всеобщему пониманию.
Обе стороны Вагнера выдержали испытание временем: сила музыки и сомнительная репутация композитора.
– Он был отнюдь не приятным человеком, а враждебно настроенным по отношению ко многим группам людей. Серия собранных им сочинений огромна, — говорит Ханну Салми.
Одно из самых противоречивых эссе — «Judenthum in der Musik», опубликованное в 1850 году. Вагнер писал ее под псевдонимом К. Фрейгеданк, К. Вольнодумец.
– Это сочинение ревнивого человека о том, что евреи заняли ключевые места в музыкальной жизни, а самому Вагнеру места не было. Он переиздал целенаправленный текст в 1860-х годах под своим именем, что говорит о том, что эти мысли были глубоко внутри него.
Несмотря на свое мнение, Вагнер работал со многими художниками-евреями. Такие противоречия были характерны для Вагнера.
– Европейская проблема сосредоточена в личности Вагнера. В нем контрасты и противоположности. Тот факт, что произведения Вагнера исполняются, ставит нас перед актуальными вопросами и проблемами, — говорит Салми.
Анархист и протофашист в одной упаковке
Нацистские связи были сплетены потомками и родственниками Вагнера.
Сообщается, что Гитлер никогда не цитировал ничего из написанного Вагнером. Прямой связи между ними нет.
– Сочинения Вагнера на самом деле не являются идеологическими речами. По словам Салми, у них очень мало сырья, которое можно было бы использовать таким образом.
За свою жизнь Вагнер преследовал множество идей.
– Вагнер был революционером в молодости и более консервативен с возрастом. Отсюда следует, что в его мировоззрении есть точки отсчета почти для любой идеологической группы. Он был анархистом и вегетарианцем, в некотором отношении протофашистом.
По словам Сальме, необходимо осознавать противоречия, хотя, пожалуй, важнее всего музыка Вагнера.
– Необходимо знать об условиях создания работ. Вагнер уникальным и интересным образом сочетает свое время и актуальные проблемы сегодняшнего дня.
Сегодняшняя фан-культура уходит корнями в сторонников Вагнера.
Часть жизни Вагнер провел в эмиграции, да и заботы о деньгах тяготили его, но в итоге он добился почти всего, чего хотел.
Он получил театр, посвященный его искусству, в Байройте и уникальное место в истории западной культуры. И, пожалуй, самое главное, ему удалось собрать вокруг себя громкую фанатскую базу уже при жизни.
Вагнер понял, что у него могут быть ассоциации поддержки, которые затем поддержали бы его художественную деятельность. Вскоре в Германии были основаны вагнеровские общества — при содействии самого композитора. Вагнер опередил свое время.
– Я не знаю других композиторов классической музыки, вокруг которых так рано возникли бы подобные ассоциации. Это очень необычно. Эквивалент с тех пор стал обычным явлением в популярной культуре.
И, как у всех значительных явлений, у Вагнера с самого начала были как ярые сторонники, так и ярые противники. Вагнерианцы до сих пор дорожат наследием своего композитора и посещают оперные представления по всему миру, особенно в самом святом из всех — Байройте.
Как композитор Вагнер нарушил границы — он назвал свои оперы музыкальными драмами, чтобы отличаться от своих предшественников.
Целью Вагнера было создание целостного произведения искусства, в котором музыка и драма, слово и образ, гармония и мелодия достигают единства. Конкретный пример тому — постоянное использование лейтмотивов: в произведениях Вагнера почти все персонажи, вещи и предметы имеют свой лейтмотив, т. е. музыкальный, различимый аналог.
По многим оценкам, наиболее ярко Вагнер добился своей цели во второй части цикла «Кольцо», «Валькирия».
Искусство и художник отдельно
Вагнер стремился к вневременности в своих произведениях, и их всегда можно интерпретировать по-новому. Например, «Валькирия», премьера которой сейчас идет в Национальной опере, происходит во время Второй мировой войны, а «Рейнинкульта», премьера которой состоялась в 2019 году, происходит в мифическое время. В концепции режиссера Анны Кело каждая часть сериала переносится в новую временную среду.
21 век был золотым веком вагнеровских постановок, когда в разных частях мира были такие критические, традиционные, скучные и вдохновляющие интерпретации Вагнера.
По словам Ханну Салме, именно интерпретационные возможности создают ситуацию, когда искусство и личность Вагнера могут быть отделены друг от друга.
– На Национальном оперном кольце нас больше интересует режиссёрское видение истории, чем то, что представляет собой сама работа, или какими были конечные мысли Вагнера. Произведение живет своей самостоятельной жизнью, и режиссер способен создать для него интерпретационную среду, которая говорит с нами сегодня. Вагнеровские постановки – это искусство режиссера.
В нынешних условиях уместно спросить, не предпринимались ли попытки так или иначе отменить Вагнера? Ханну Салми не знает ни о каких случаях, связанных с культурой отмены, но отмечает, что на протяжении десятилетий было много разговоров о том, можно ли играть музыку Вагнера.
– Вагнера не играли ни в Израиле после Второй мировой войны, ни в Финляндии, если посмотреть на количество постановок.
_Национальная опера «Валькирия» будет транслироваться в прямом эфире на Yle Areena в субботу, 10 сентября, в 15:00._