Новые промышленные инвестиции угрожают подорвать все еще растущие поглотители углерода на Севере.
По оценкам Института природных ресурсов Финляндии (Luke), способность лесов на юге Финляндии поглощать углекислый газ, вызывающий потепление климата, ослабевает уже несколько десятилетий. По оценкам, в некоторых районах страны леса стали скорее источниками выбросов, чем поглотителями.
В частности, вблизи крупных заводов на юго-востоке Финляндии леса были вырублены настолько, что они не в состоянии поглотить такое количество углекислого газа, вызывающего глобальное потепление, которое образуется в результате вырубки.
По оценкам Института природных ресурсов Финляндии по регионам, при нынешних уровнях заготовки древесины только способность лесов Северной Финляндии к поглощению углерода будет продолжать укрепляться. Однако лесная промышленность инвестировала значительные средства в леса Северной Финляндии, что грозит снизить способность лесов Северной Финляндии поглощать дополнительный углерод.
По словам Люка, леса Финляндии по-прежнему являются поглотителем углерода, хотя, по последним данным, поглотитель более чем наполовину меньше, чем предполагалось ранее. Тем не менее, из-за целей в области климата поглотитель углерода должен быть значительно усилен, когда Финляндия стремится стать углеродно-нейтральной к 2035 году.
В нескольких провинциях вырубка превысила допустимый предел
Согласно статистике рубок Люка, способность лесов к устойчивому росту, регенерации и поглощению углерода в нескольких провинциях превышена.
Согласно последним данным провинциальных лесозаготовок, в 2021 году вся страна была довольно близка к пределу так называемой крупнейшей устойчивой лесозаготовки. Целью ограничения является, среди прочего, обеспечение стабильного снабжения деловой древесиной в течение десятилетий.
В лесопромышленной концентрации Южной Карелии лимит уже превышен более чем на 20 процентов за несколько лет.
Возможно, лимит будет превышен и в будущем, поскольку, по прогнозам Люка, потребность отрасли в сырье в ближайшие несколько лет останется высокой. Одной из основных причин является сокращение импорта древесины из России.
В соседних уездах она не замерзла далеко от Южной Карелии.
В министерстве Рантала частично отвечает за работу, которая контролирует использование лесов и согласовывает потребности в доходах промышленности, лесовладельцев и, например, государства.
Расчет Рантанена Луке максимального поддерживаемого предела лесозаготовок является своего рода ориентиром, на основе которого составляется лесная политика и предпринимаются попытки обеспечить, чтобы объем лесозаготовок оставался на устойчивом уровне. Тогда не все леса будут использоваться лесной промышленностью.
На прилагаемом графике видно, что на юге Финляндии было проведено много рубок.
Снижение способности к поглощению углерода
Интенсивная вырубка леса в различных частях южной Финляндии также отражается на способности лесов поглощать углерод, что имеет важное значение для целей Финляндии в области климата.
По оценке Люка, нынешние ежегодные промышленные рубки чуть более 70 млн кубометров означают, что, например, поглотители углерода лесистой Северной Карелии к 2045 году явно будут все время сокращаться.
Если бы лесов было вырублено немного больше, т. е. на величину так называемой максимальной сохраняемой рубки, рассчитанной Люком, то леса Северной Карелии, возможно, к концу десятилетия связывали бы меньше углерода, чем вызывают рубки.
Как и в Северной Карелии, так и в других густолесистых провинциях на юге, по словам Люка, современные лесозаготовки не усиливают поглотители углерода. Уездами с самыми богатыми лесными ресурсами являются, например, Саво в целом, Центральная Финляндия и Пирканмаа.
В отличие от Северной Карелии, леса Южной Карелии уже могут быть источником выбросов. Размер источника неизвестен, поскольку провинциальным климатическим расчетам уже несколько лет, и они еще не были обновлены, чтобы отразить последние данные о лесных ресурсах.
Согласно провинциальным климатическим расчетам Люка, размер поглотителя углерода лесами Финляндии в ближайшие десятилетия будет зависеть от лесов Северной Финляндии. Согласно оценке, рассчитанной до 2045 г., способность поглощать углерод при текущих рубках улучшится только в Северной Финляндии.
В последние годы лесозаготовки были сосредоточены в южных частях страны. Если бы обширные леса северной Финляндии вырубались, например, такими же темпами, как и на юге, леса Финляндии могли бы быть источником выбросов за один год в целом.
Поглотители углерода уже значительно ослабли, и исследователи подсчитали, что лесозаготовок слишком много, по крайней мере, по сравнению с климатическими целями. Рабочая группа государственной службы в настоящее время думает о способах ограничения вырубки леса, например, с помощью налога на двуокись углерода.
Согласно цели Финляндии по углеродной нейтральности, поглотители углерода в лесах должны первоначально удвоиться по сравнению с нынешним уровнем к 2035 году. ЕС также требует, чтобы Финляндия к 2030 году имела более крупные поглотители углерода.
В будущем этот предел будет превышен еще более явно при текущих лесозаготовительных работах
В своем недавнем отчете о возможностях вырубки Люк оценил, на что хватит лесных ресурсов в ближайшие десятилетия. Например, при нынешних промышленных лесозаготовках в добрых 73 миллиона кубометров доступность древесины ослабнет, особенно в Юго-Восточной Финляндии.
В Южной Карелии, Кюменлааксо, Пяйят- и Канта-Хяме, Южном Саво и Пирканмаа лимит устойчивой вырубки может быть превышен в ближайшие несколько лет даже более явно, чем сейчас. Согласно отчету, в будущем будет сложно поддерживать вырубки нынешних размеров.
В будущем ситуация может ухудшиться, так как оценка не учитывает, например, уже наблюдаемое или возможное в будущем ослабление прироста и отклонения в лесоустройстве.
– Ситуация не улучшится, если уровень логирования останется высоким. «Сейчас мы съедаем капитал, который в будущем должен производить древесину», — говорит Кари Харконен, исследователь, проводивший расчеты.
Ситуация с лесозаготовками в северных лесах все еще отличается
Расчеты носят технический характер, и более крупные рубки в отдельные годы мало влияют на будущие объемы рубок. Если, например, за один год вырублено меньше, в последующие годы возможностей больше.
– Мы закончили и многое, и это не может продолжаться вечно. Вопрос лишь в том, когда более интенсивные лесозаготовки будут рассматриваться как значительное сокращение возможностей лесозаготовок, — говорит Харконен, оценивая, когда, например, может измениться нынешняя торговля древесиной в Южной Карелии.
Оценки возможностей лесозаготовок Люка также говорят о том, почему лесная промышленность инвестирует в Северную Финляндию.
– После войн леса на севере, которые были вырублены и восстановлены, довольно хорошо разрослись, и теперь там есть возможности для рубок.
По оценке Харкёнена, Северная Финляндия не будет похожа на Юго-Восточную Финляндию, по крайней мере, еще долго. Однако углеродный баланс чувствителен к медленно растущим соснам на севере, рост которых, по словам Люка, ослаб по крайней мере временно, возможно, из-за глобального потепления.
Уже объявленные инвестиции в Кеми и Оулу потенциально увеличат потребность в древесине почти на пять миллионов кубометров в год.
Согласно расчетам Люка по климатическим выбросам, дополнительные инвестиции на побережье Красного моря могут разрушить оставшиеся в Финляндии крупные поглотители углерода уже в конце этого десятилетия.
По словам Люка, инвестиции, которые уже находятся в процессе строительства, могут сократить нынешние поглотители в регионах Оулу и Кайнуу, а также сократить запасы углерода в лесах Лапландии.
Нынешний поглотитель лесов Финляндии в настоящее время зависит от трех северных провинций, большая часть которых — Лапландия.
Защита может осуществляться с помощью увеличительного стекла
Своего рода другая сторона медали географической концентрации лесной промышленности и большой потребности в древесине заключается в том, что в этих районах мало старых лесов, особенно важных для сохранения.
В юго-восточном углу Южной Карелии и Кюменлааксо природа за пределами лесопользования в настоящее время наименее защищена во всей стране.
На практике, если потребность отрасли в древесине сохранится, средний возраст деревьев станет моложе или останется молодым. Особенно те, кто владеет лесами в надежде заработать больше денег, продают свои деревья на стадии, когда рост затухает.
Сосна может окрепнуть и прожить несколько сотен лет, но рубка обычно происходит задолго до этого. Ели также могут жить намного дольше, чем их текущая общая продолжительность жизни.
Старые деревья вместе с их корнями являются значительным хранилищем углерода и важным поглотителем углерода с точки зрения климатических целей Финляндии.
По мнению Хюваринена, Кааконкульма будет иметь важное значение с точки зрения сохранения, потому что этот район характеризуется обилием восточных видов. Виды, которые распространились в Финляндию с востока, такие как белка-летяга, относятся к центрально-финским видам. По словам Хюваринена, природа восточных районов Финляндии также в среднем богаче видами.