Слабовидящие люди все еще находятся в неравном положении по сравнению со зрячими любителями музыки. Хобби и учеба могут быть дорогостоящими.
Слепой с рождения, Кёнгес – один из немногих слабовидящих студентов, который стремится стать музыкантом. С каждым годом занятия музыкой становятся для него все более важными.
– Как музыкант, я учусь, как и все остальные, и я нахожусь на одной волне со своими коллегами-студентами. Даже если некоторые вещи применяются из-за моей слепоты, мы все в одной лодке. Я также могу общаться с другими людьми, а это много значит”, – говорит Кёнгес.
Ояла, слепой от рождения, является финским пионером в области литавр и преподавания музыки, а также наставником и учителем Вилле Кёнкса.
Учеба также является финансовым бременем для инвалидов по зрению
Хотя карьера Вилле Конкя как музыканта кажется многообещающей, у многих других людей с нарушениями зрения возможности заниматься музыкой не так хороши.
– В Финляндии недостаточно ноу-хау в области музыкального образования для слабовидящих. Преподавание неоднородно, и качество преподавания может зависеть только от деятельности одного учителя, говорит Оджала.
Те, кто изучает музыку в качестве хобби, должны заплатить немалые деньги, чтобы получить хорошую программу для нотной записи.
– Например, высококачественное программное обеспечение, созданное специально для слабовидящих, стоит около 2400 евро, – говорит Йоозе Ойала.
Слабовидящий человек может получить поддержку от Kela для приобретения такой программы только в том случае, если она необходима для получения степени, которая является профессиональной реабилитацией. Вы не можете получить эту поддержку для музыкального хобби.
Ояла считает, что было бы больше людей с нарушениями зрения, заинтересованных в изучении нот, если бы было больше информации о доступных вариантах и \u200b\u200bесли бы хобби также поддерживалось финансово.
Если вы не сделаете этого первым, обучение профессии может не состояться.
– Слепой любитель музыки может разбить стену, если он думает, что у него нет шансов выучить ноты. Тогда ему не обязательно будет подавать заявку на профессиональное обучение, говорит Оджала.
Работа с болотными неводами требует особого внимания и концентрации
Ноты Брайля — это музыкальные ноты, сделанные на основе шрифта Брайля. Слабовидящие люди читают его кончиками пальцев, как шрифтом Брайля.
– Он может выражать то же самое, что и черно-белая нотная запись. Оценки можно изучать на многих уровнях. Выучить простую мелодию относительно легко, но, например, полифоническая фортепианная партитура, написанная для двух рук, требует больше времени, говорит Оджала.
По словам Оджалы, точечная запись требует большой точности и интенсивной концентрации.
– Это система, которая может читать только один символ за раз, поэтому она не производит такого общего впечатления, как традиционная черно-белая картинка с нотами для тех, кто может видеть.
Слишком мало слепых примеров
Конвенция ООН о правах инвалидов требует, чтобы люди с ограниченными возможностями имели право на искусство и культуру.
– Недостаточно информации, рекомендаций или примера со стороны других слабовидящих музыкантов.
Говорят, что к студенту-музыканту или энтузиасту нужно подходить комплексно и выяснять, какие меры поддержки ему необходимы в связи с нарушением зрения.
Не все слабовидящие люди могут читать шрифт Брайля. Однако они могут извлечь пользу, например, из самых разнообразных аудиоматериалов, и в помощь им могут быть использованы функции различных программ нотной записи.
Йоозе Ояла надеется, что Министерство образования и культуры также отреагирует на ситуацию. По его мнению, следует зафиксировать, как должны относиться к инвалидам по зрению в учебных заведениях и кто отвечает за их музыкальное образование.
Неравенство для людей с ограниченными возможностями более распространено
Например, учебные консультанты достаточно слабо разбираются в вопросах, связанных с учебной ориентацией инвалида.
– Это, несомненно, повлияет на то, будут ли молодые люди с ограниченными возможностями заниматься профессией своей мечты или более широко рассмотрят варианты своей карьеры, – говорит Хейни.
В Финляндии действует законодательство SORA, которое распространяется как на профессиональное, так и на высшее образование. Правила вступили в силу до того, как в Финляндии вступила в силу Конвенция ООН об инвалидности.
Они дают образовательным учреждениям возможность аннулировать право учащегося на обучение, если образование или последующая работа по профессии включают в себя требования безопасности, которые учащийся не может выполнить по мнению образовательного учреждения, и если препятствие не может быть устранено разумными мерами.
Однако, по словам Хайна, в отмене права на учебу были эксцессы и безосновательность.
Закон о равенстве также обязывает организаторов образования содействовать равенству, и организатор образования должен вносить соответствующие и разумные коррективы, необходимые в данной ситуации, чтобы лицо с инвалидностью могло получать образование наравне с другими.
Однако зачастую проблемы слабовидящих школьников даже не замечаются.
– Для тех, кто хочет стать студентом, проблемы могут и не возникнуть. Иногда человек с ограниченными возможностями может даже не подать заявку на участие в программе SORA, если ему это запрещено на этапе руководства и подачи заявки. Таким образом, дискриминация в учебе может оставаться скрытой, как и дискриминация на работе, отмечает Хейни.