Углекислый газ продается, но природный лимит – более сложная проблема.
Sitra, Финский фонд празднования независимости Финляндии, хочет побудить финнов говорить о биоразнообразии в преддверии парламентских выборов.
В сегодняшней заметке о природе речь идет об экономике, а точнее, о связи между экономикой и природой.
*Цепочки создания стоимости в экономике начинаются с природы, и без природы экономика не существовала бы*, говорится во введении к книге.
Отчет изобилует терминами, заимствованными из языка экономики, такими как «экосистемные услуги» и «природный капитал». Звучит загадочно, но в конечном итоге все просто.
*Экосистемная услуга* описывает, как природа обеспечивает человечество чистой водой, опылением пищевых растений, сырьем и, например, связыванием углерода в воздухе.
Человечество, однако, не заплатило полной цены за оказанные услуги, но оно воодушевлено горем больше, чем природа была в состоянии обновить себя. Вот почему *природный капитал* сократился.
Природная ценность должна иметь цену
По словам Микко Споландера, начальника отдела Министерства финансов, естественная среда обитания ставит под угрозу экономику, государственные финансы и благополучие будущих поколений. Основная проблема в том, что природные ценности не измеряются в евро.
– Когда нет цены на биоразнообразие, спрос ограничивается только усилиями и затратами, связанными с поеданием природы. По его словам, это приводит к экологически неустойчивым экономическим решениям.
Государственный профессионал Кайса Хиетала соглашается.
– С точки зрения компаний, самым большим недостающим фактором для изменений является определение ценности природы с использованием традиционной экономики. Какова стоимость куба чистой воды, сэкономленной в производственном процессе, или гектара леса, выступающего в роли поглотителя углерода?
Йоуко Пёлёнен, генеральный директор компании пенсионного страхования Ilmarinen, которая управляет миллиардами активов, говорит, что утрата природы угрожает возврату инвестиций во всем мире. Ему тоже нужны меры по сохранению биоразнообразия, которые определяли бы деятельность компаний.
– Хотя значительная часть создания экономической стоимости основана на услугах, предоставляемых природой, преимущества, предлагаемые природой, и связанные с ней недостатки еще не оценены должным образом. Это приводит, например, к загрязнению и растрате природных ресурсов.
Другие предложения Катайнен более знакомы:
Это не займет 30 лет
В декабре на конференции ООН по природе в Монреале, Канада, были согласованы международные цели по прекращению утраты природы к 2030 году. Инструменты и метрики все еще неопределенны. В любом случае реализация должна решаться локально.
Во многих отношениях борьба с утратой природы является еще более сложной задачей, чем, например, изменение климата. В борьбе с ним глобальной единицей измерения является тонна эквивалента углекислого газа, а в качестве инструмента ЕС использует систему торговли квотами на выбросы.
Однако Кайса Хиетала, посетившая Илен Юккёсааму в субботу, казалась настроенной оптимистично. Он считал, что мы проснемся к утрате природы гораздо быстрее, чем к климатическому кризису.
По словам Хиетала, изменения климата своими глазами не увидишь, но утрата природы скоро будет заметна во дворах и ягодных лесах.
– Мы потратили 30 лет на споры о том, реально ли изменение климата. Я не думаю, что потребуется еще 30 лет, чтобы природный покров стал действительно важным фактором и в деловой жизни.