Когда театрального режиссера Марию Сид опознают в Стокгольме, ее подбадривают: “Вперед, Мария, не останавливайся!”.

Когда Швеция переживает культурный кризис, директора городского театра Марию Сид просят сделать заявление. Последние волнения были вызваны сменой правительства и свободой творчества. Кто решает, что показывать?

Временами эти встречи делали Сида более чувствительным, поскольку городской театр пережил годы кризиса, вызванного, в частности, пандемией процентных ставок.

– Недавно общественность пришла поддержать меня. “У тебя было такое тяжелое время. Давай, Мария, держись!”, – говорит Сид.

По словам Сида, Стокгольмский городской театр очень гордится тем, что является собственным театром города.

– Это на самом деле очень мило. Помню, когда я зашла в дом со слезами на глазах и подумала, что они хотят, чтобы мы боролись за культуру.

Прежде чем стать управляющим, он работал в доме заместителем управляющего. Первые годы в управлении театром были для Сида временем кризиса. Бывший менеджер покончил жизнь самоубийством, театр был закрыт на два года из-за ремонта, а в марте 2020 года разразилась пандемия коронавируса.

– Я помню тот день, когда наступил шатдаун. У нас было кризисное совещание, на котором было решено, что теперь все место будет закрыто. Я прошел через восемь разных ансамблей, так что теперь вам это понравится.

Сид говорит, что во время кризиса искусство отошло на второй план в его работе. Например, он тесно сотрудничал с врачами.

– Я действительно многое узнал о медицине. В то время не было известно, как заставить его работать, когда не было вакцин. В те первые годы каждый день был борьбой.

Только сейчас, спустя почти три года после начала пандемии, театр, по словам Сида, начинает становиться «на сторону нормального». В настоящее время он сосредоточен на создании долгосрочного и устойчивого репертуара для городского театра.

– Из-за (коронавирусного) кризиса было трудно строить устойчивые планы, я только сейчас могу их строить. И они отчасти сбылись: мы получили права на произведения, в которые сами бы не поверили. Вернем зрителя. Сейчас мы стоим на пороге работы настоящим театральным режиссером.

Например, в последнее время большая сцена театра собирает аншлаги.

– На данный момент приятно, что люди хотят смотреть наши шоу. Но финансово мы все еще боремся.

“В Стокгольме театральные режиссеры едят на завтрак”

Работа Сида как театрального режиссера также включает заявления о культурных кризисах народного дома.

– Поначалу смущало, что, когда что-то происходит в сфере культуры, звонят директору театра, – говорит Сид.

– Всегда есть кризис и всегда есть что сказать. Хорошо, что это сказано, продолжает он.

Последние большие дебаты начались прошлой осенью, когда сменилось шведское правительство. В Тикуннокке поднялась свобода искусства.

– Было много разговоров о том, кто решает, что показывать. Была большая дискуссия о культурном каноне. По этому поводу было много дебатов, и эти дебаты довольно оживленные.

У Сида осталось еще несколько лет, чтобы стать театральным менеджером. В настоящее время он планирует программу до 2026 года, и цель состоит в том, чтобы обеспечить преемственность театра после кризисных лет.

– Стокгольм – бесплодное место, там на завтрак едят театральных режиссеров, – часто шучу я.

Сид описывает, что принимает его один день за раз.

– Надеюсь, что смогу продолжить свою профессию, но не в кресле театрального режиссера.

*Посмотрите всю трансляцию в половине седьмого с Марией Сид в качестве гостя:*