Многие из самых известных скульптур Финляндии созданы одним человеком — Вяйно Аалтонен был выдающимся художником и суперзнаменитостью своего времени.

Отпечаток руки Вяйно Аалтонена доминировал во всей финской скульптуре в течение нескольких десятилетий. Помимо таланта, огромной популярности обаятельного мужчины также способствовали суверенные медийные способности.

Можно сказать, что Аалтонен доминировал в области финской публичной скульптуры почти исключительно с середины 1920-х до конца 1950-х годов.

Скульптор Вяйно Аалтонен постукивает по камню молотком.
По словам Вирпи Никкари, на сверхпопулярность Вяйно Аалтонена повлиял не только его талант, но и его личность и другие личные качества. «Она любила фотографироваться и с удовольствием давала интервью женским журналам. Аалтонен был обаятельным мужчиной и определенно знаменитостью своего времени. Он даже женился четыре раза».

Собственная любимица артиста так и не попала на пьедестал.

– Ему бы хотелось реализовать более футуристическую работу, занявшую третье место в конкурсе. По словам Вирпи Никкари, Аалтонен был новатором в области модернизма как в скульптуре, так и в живописи, и одним из первых в Финляндии экспериментировал с кубизмом.

Скульптуры Алексиса Киви работы Вяйно Аалтонена в Художественном музее Тампере.
В итоге город Тампере заказал произведение «Рунойлия я муза» (справа) в качестве памятника Алексису Киве, в котором призрак касается головы писателя. Самой любимой работой Вяйно Аалтонена была более экспериментальная работа Futuri, которая заняла третье место и так и не была реализована.

Модернистские изгибы в индивидуальной работе

Писатель Киви был одним из постоянных героев Вяйно Аалтонена. Позже он вырезал несколько его портретов, самый значительный из которых находится в Элиелинаукио в Хельсинки. Художник также работал над более наводящей на размышления версией сидящего Камня, которая понравилась ему больше, чем заказчикам.

Конфликт между заказной работой и собственным творением — одна из тем новой выставки Художественного музея Тампере *Wäinö Aaltonen — Joy of Creation*.

Ожидалось, что Аалто сделает что-то совершенно отличное от кубистских экспериментов. И в первые дни независимости, и после войн в Финляндии было желание увидеть классическое скульптурное искусство, поднявшее национальное самоуважение.

Вяйно Аалтонен исполнил это желание, среди прочего, создав множество скульптур мужских атлетов.

Урожай статуй Вяйно Аалтонена и вера на выставке Художественного музея Тампере.
Вяйно Аалтонен в молодости увлекался борьбой. Он восхищался физической силой и иногда использовал борцов в качестве моделей. Скульптуры «Урожай» и «Вера» из серии «Работа и будущее» также знакомы по большому залу Дома парламента.
Статуи бегунов Пааво Нурме, созданные Вяйно Аалтоненом.  Миниатюрные модели на платформах в цветах олимпийских колец.
Бегущая статуя Пааво Нурме — самая известная работа Вяйно Аалтонена и первая публичная скульптура, созданная по заказу правительства Финляндии.

Было весело со статуями Хямеенсиллы

Тампере — один из тех городов, где отчетливо виден отпечаток руки Вяйно Аалтонена. Помимо памятника Алексису Киве, в центральной части можно найти кооперативный памятник Eteläpuisto *Возвращение из магазина*, скульптуру *Скорбящая* в церковном парке Пюйник и, конечно же, знаменитые скульптуры Пирккалай из Хямеенсиллы.

Мост Хямеенс в Тампере покрыт густым туманом, 10 ноября 2020 года.
Скульптуры Пирккалай из Хямеенсильи — один из символов города Тампере. На переднем плане — Финляндская дева, на заднем — Сборщик налогов. Фото с ноября 2020 года.

– Четыре гигантские скульптуры нужно было создать за пару лет, это была действительно большая работа с плотным графиком. У Аалтонена было лучшее время, чтобы познакомиться с *Эрянкявией* и *финской девушкой*. «Купец» и «Сборщик налогов» были сделаны быстрее, что, возможно, несколько отразилось на их художественном уровне, — говорит Вирпи Никкари.

Скульптор Вяйно Аалтонен стоит на уровне головы со своей скульптурой сборщика налогов.
Вяйно Аалтонен работает над гипсовой версией Сборщика налогов.

Для обычного мостовика разница в художественном уровне не заметна. С другой стороны, торговому совету, который заплатил за скульптуры, было на что указать.

– Аалтонен намеренно изменил классические пропорции и преувеличил, например, атлетизм. Первоначально скульптуры Пирккалаи были разработаны для более высоких пьедесталов, чтобы можно было смотреть снизу, и поэтому их головы большие по сравнению с их телами. Это взбесило Хаарлу.

Репутация была заслуженной

С годами работы Вяйно Аалтонена стали символами как страны, так и городов. При этом они рассказывают об актуальных на момент их зарождения явлениях, таких как подчеркивание спортивных побед и зарождающееся национальное самосознание.

Удивительно, как сильно отпечаток руки одного-единственного художника можно увидеть по всей стране. Вирпи Никкари видит четкую причину превосходства Аалтонена на протяжении трех десятилетий.

– И конкурса, и образования в области финской скульптуры было вообще немного. Аалтонен был пионером. Следующее жизнеспособное поколение скульпторов не появилось до 1950-х и 60-х годов.

Менеджер выставки Вирпи Никкари Вяйнё среди скульптур на выставке об Аалтонесе.
«Вяйно Аалтонен — наш национальный скульптор, — говорит менеджер выставки Вирпи Никкари.

Репутация все же заслуженная, а не результат отсутствия конкурентов, подчеркивает Никкари.

– Вяйно Аалтонен преуспела в крупных монументальных проектах и \u200b\u200bдобилась значительной международной популярности. Он был просто большим талантом.

*Вяйно Аалтонен – Выставка «Радость творчества» открывается в Художественном музее Тампере в субботу, 4 февраля 2023 г.*

*Комментировать тему можно до 23:00 4 февраля*