Отпечаток руки Вяйно Аалтонена доминировал во всей финской скульптуре в течение нескольких десятилетий. Помимо таланта, огромной популярности обаятельного мужчины также способствовали суверенные медийные способности.
Можно сказать, что Аалтонен доминировал в области финской публичной скульптуры почти исключительно с середины 1920-х до конца 1950-х годов.
Собственная любимица артиста так и не попала на пьедестал.
– Ему бы хотелось реализовать более футуристическую работу, занявшую третье место в конкурсе. По словам Вирпи Никкари, Аалтонен был новатором в области модернизма как в скульптуре, так и в живописи, и одним из первых в Финляндии экспериментировал с кубизмом.
Модернистские изгибы в индивидуальной работе
Писатель Киви был одним из постоянных героев Вяйно Аалтонена. Позже он вырезал несколько его портретов, самый значительный из которых находится в Элиелинаукио в Хельсинки. Художник также работал над более наводящей на размышления версией сидящего Камня, которая понравилась ему больше, чем заказчикам.
Конфликт между заказной работой и собственным творением — одна из тем новой выставки Художественного музея Тампере *Wäinö Aaltonen — Joy of Creation*.
Ожидалось, что Аалто сделает что-то совершенно отличное от кубистских экспериментов. И в первые дни независимости, и после войн в Финляндии было желание увидеть классическое скульптурное искусство, поднявшее национальное самоуважение.
Вяйно Аалтонен исполнил это желание, среди прочего, создав множество скульптур мужских атлетов.
Было весело со статуями Хямеенсиллы
Тампере — один из тех городов, где отчетливо виден отпечаток руки Вяйно Аалтонена. Помимо памятника Алексису Киве, в центральной части можно найти кооперативный памятник Eteläpuisto *Возвращение из магазина*, скульптуру *Скорбящая* в церковном парке Пюйник и, конечно же, знаменитые скульптуры Пирккалай из Хямеенсиллы.
– Четыре гигантские скульптуры нужно было создать за пару лет, это была действительно большая работа с плотным графиком. У Аалтонена было лучшее время, чтобы познакомиться с *Эрянкявией* и *финской девушкой*. «Купец» и «Сборщик налогов» были сделаны быстрее, что, возможно, несколько отразилось на их художественном уровне, — говорит Вирпи Никкари.
Для обычного мостовика разница в художественном уровне не заметна. С другой стороны, торговому совету, который заплатил за скульптуры, было на что указать.
– Аалтонен намеренно изменил классические пропорции и преувеличил, например, атлетизм. Первоначально скульптуры Пирккалаи были разработаны для более высоких пьедесталов, чтобы можно было смотреть снизу, и поэтому их головы большие по сравнению с их телами. Это взбесило Хаарлу.
Репутация была заслуженной
С годами работы Вяйно Аалтонена стали символами как страны, так и городов. При этом они рассказывают об актуальных на момент их зарождения явлениях, таких как подчеркивание спортивных побед и зарождающееся национальное самосознание.
Удивительно, как сильно отпечаток руки одного-единственного художника можно увидеть по всей стране. Вирпи Никкари видит четкую причину превосходства Аалтонена на протяжении трех десятилетий.
– И конкурса, и образования в области финской скульптуры было вообще немного. Аалтонен был пионером. Следующее жизнеспособное поколение скульпторов не появилось до 1950-х и 60-х годов.
Репутация все же заслуженная, а не результат отсутствия конкурентов, подчеркивает Никкари.
– Вяйно Аалтонен преуспела в крупных монументальных проектах и \u200b\u200bдобилась значительной международной популярности. Он был просто большим талантом.
*Вяйно Аалтонен – Выставка «Радость творчества» открывается в Художественном музее Тампере в субботу, 4 февраля 2023 г.*
*Комментировать тему можно до 23:00 4 февраля*