Если вы турист-саит, вам больше не рады в Венеции – город вводит первый в мире билет на проезд

Толпы туристов почти убили подлинную венецианскую жизнь. Мы встретили местных жителей, которые хотят спасти свой родной город.

– Венеция должна стать предметом роскоши. Ограничить число посетителей и привлечь обеспеченную элиту и культурных людей, которые также хотят что-то дать городу, – таково одно из мнений в жарких дебатах в венецианском кафе.

Он расположен рядом с самым знаковым местом города – площадью Святого Марка. Особое мнение можно услышать за барной стойкой.

На площади Сан-Марко есть рыночная палатка для туристов, где в том числе продаются головные уборы.
Бар, которым управляет Джанлуиджи Вахба, расположен рядом с площадью Святого Марка.

Туризм сделал Венецию неустойчивым местом для жизни местных жителей. Жилье и продукты питания стоят во много раз дороже, чем в близлежащих районах.

Население центра Венеции сократилось до менее чем 50 000 человек, но ежегодно сюда приезжает около 20 миллионов туристов.

Те, кто остался в городе, раскритиковали способы сдерживания избыточного туризма лицами, принимающими решения, как недостаточные и противоречивые.

Последний проект городской администрации сделает это место первым городом в мире, куда скоро нельзя будет попасть без входного билета. Каждый посетитель должен заплатить 3-10 евро за вход в Венецию.

Реформа должна была вступить в силу уже в январе, но ее вступление в силу отложено как минимум до лета следующего года. До сих пор неясно, кто, кроме дневных туристов, должен платить за въезд в город.

Турист смеется на мосту с гондолами

Люди сидят в водном автобусе
Зимой венецианцы делают передышку. Туристов меньше, чем летом.

На площади Сан-Марко за капучино принято просить шесть евро.

Каппа Джанлуиджи Вахбы отличается: здесь не продают кофе, а цены на напитки, например, измеряются не десятками, а евро. Гордость региона, Aperol Spritz, стоит меньше вито.

Босоногий венецианец хочет, чтобы местные жители могли вернуться в места, которые они когда-то считали разрушенными массовым туризмом. Как и площадь Святого Марка.

Вот почему Вахба вместе со своими братьями и сестрами открыл чашку чая под названием Ai Do Leoni чуть более пяти лет назад. Как и соседние кафе, он мог бы начать продавать напитки туристам по завышенной цене, но не захотел.

– Венецианцы смотрели на это место свысока. По словам Вахбы, потребовалось немало усилий, чтобы вернуть местных жителей.

Сначала пришли культурные инфлюенсеры, а теперь бар посещают даже болельщики местной футбольной команды — то есть «настоящие венецианцы».

Цель Вахбы была успешной, но проблемы города лежат глубже.

Джанлуиджи Вахба сидит на террасе своего дома.
Джанлуиджи Вахба изучал дизайн одежды за пределами Венеции. Он решил вернуться в свой родной город и сейчас живет в арендованной квартире в историческом центре.

Многие другие в итоге ушли. В 1950 году в историческом центре Венеции проживало почти 175 000 человек, но с годами население сократилось. В прошлом году население сократилось до менее 50 000 человек.

Если тенденция сохранится такой же сильной, исторический центр будет полностью пустовать в ближайшие три десятилетия.

В 2009 году жители Венеции уже устраивали похороны для своего родного города. В это время по Большому каналу, прорезающему город, плыла гондола с розовым гробом на борту, который жители посвятили затерянному городу.

На карте столичный город Венеция в Италии и его острова.

Нехватка жилья — одна из причин, по которой венецианцы уезжают. Со временем здания переоборудовали в отели, а в последние годы стало трендом жилье на airbnb, то есть краткосрочная аренда квартир.

Коек для туристов в городе теперь больше, чем жителей в историческом центре.

Осталось место, населенное туристами, местных жителей в роскошных магазинах не видно.

Уборщик в желтом подметает декоративную лестницу, канал и старые розовые дома на заднем плане.

Группа молодых женщин фотографирует уличную сцену, одна молодая женщина фотографируется.
После пандемии улицы Венеции вновь заполняются туристами.

\\- Иногда люди, которые приходят в бар, спрашивают, где находится площадь Святого Марка, а бар находится там. Это неуважительное поведение.

По его словам, люди должны приезжать в город, чтобы прочувствовать и увидеть его со временем, а не ехать туда и уезжать.

Кроме того, по его словам, следует ограничить краткосрочную аренду.

\\- Собственникам должны быть предоставлены налоговые льготы, если они решат сдать свои квартиры местным жителям. Пока это не так, ситуация не изменится.

В высоком красивом старинном зале есть супермаркет.
Покупки продуктов в Венеции стоят значительно дороже, чем в близлежащих торговых центрах. Ужин в ресторане стоит от €40 до €50.

После долгой борьбы на изнеможение активисты недавно одержали одну значимую победу, когда большие круизные лайнеры были лишены доступа к историческому центру.

Лица, принимающие решения в Венеции, приняли меры отчасти из-за международного давления. Среди прочего культурная организация ООН Юнеско выяснила, как орды туристов угрожают статусу Венеции как объекта всемирного наследия.

Местный венецианец на водном автобусе в утреннем свете.  Мужчина мрачно смотрит вперед.
Повседневным видом транспорта для венецианцев является вапоретто, или водный автобус. Для туристов один билет стоит 9,50 евро. Для местных жителей месячный билет стоит 20 евро.

Последней идеей по контролю за туризмом является плата за вход, которую администрация планирует начать взимать с туристов, приезжающих в город на один день, в этом году.

Реформа должна была вступить в силу в середине января. Департамент коммуникаций муниципалитета Венеции сообщил Yle по электронной почте, что реформа будет отложена, поскольку она все еще обсуждается с гражданами и другими заинтересованными сторонами.

На практике любой приезжающий в город должен зарезервировать место и заранее оплатить входной билет стоимостью 3-10 евро. Плата за вход будет работать как цена билетов на самолет: она будет ниже в менее людные дни и выше в дни, когда в городе многолюдно.

Входной билет будет доставлен на смартфон, а в городе будут установлены ворота для его проверки.

Камера в углу крыши здания дока снимает прибытие.
Венеция контролирует туристические маршруты с помощью камер наблюдения и данных о местоположении телефонов. По словам администрации, все данные собираются анонимно, однако это решение все равно вызвало обеспокоенность по поводу конфиденциальности.

– При этом мы принимаем мысль, что это уже совсем не город, а действительно стал парком развлечений.

Фиано до сих пор неясно, кто должен платить вступительный взнос. По предварительной информации, от уплаты сбора будут освобождены члены семей лиц, постоянно проживающих в городе.

– Но если друзья хотят навестить меня, я должен зарегистрировать их личные данные в системе, чтобы они могли заплатить, – задыхается Фиано.

Он также думает о том, насколько это может быть эффективно для регулирования турпотоков, поскольку ограничений по количеству посетителей не установлено.

Но если есть выбор, кто, по мнению венецианцев, имеет право прийти?

Все больше и больше людей надеются, что приезжие не будут относиться к чувствительному городу как к потребительскому товару. Они бы не просто посетили, использовали и выбросили.

– Люди передвигаются на лодках. Отношения жителей с водоемами и лагуной завораживают, говорит Гаратто.

Гаратто — дизайнер, который десять лет назад переехал из Венеции в Хельсинки по работе. Из-за пандемии он вернулся, чтобы проводить несколько месяцев в году в своем доме в Венеции и работать в обеих странах.

Он надеется, что люди, которые приедут в Венецию, будут заинтересованы в защите города-лагуны.

– Туризм можно было бы развивать в направлении экотуризма. Люди увидят местную жизнь и смогут, например, совершить поездку по островам на велосипеде.

Гаратто говорит, что все больше и больше инвестиций вкладывается в культурный туризм за пределами центра города. Например, остров Джудекка принимает людей, приезжающих в Венецию на архитектурную биеннале или кинофестиваль.

По мнению Garatto, кажется, что гостиничный бизнес также пошел в сторону роскоши.

– Кажется, они хотят инвестировать в то, чтобы Венеция стала местом, куда в будущем мало кто будет иметь доступ.

Водитель гондолы темным вечером на канале.
Вечером движение на каналах затихает.

*Что вы думаете о проекте Венеции, требующем входного билета от тех, кто приезжает в город? Обсудить тему можно до понедельника, 16 января 2023 г.*

Узнайте больше о Дженне Вевиляйнен, итальянском редакторе Yle: