Дом священника, спроектированный архитектором Кауно С. Каллио, был завершен в 1928 году. Последний викарий переехал из дома в центре Ювяскюля в 1982 году. Теперь в здании будет кафе, а также помещения для торжеств и жилых помещений.
Городской приход Ювяскюля, который отказывается от нескольких объектов недвижимости, летом продал здание Старого приходского дома и земельный участок компаниям Royal House Oy и ViWa-Kiinteistöt Oy. На Рождество право собственности на пасторский дом и участок под ним перешло к Jyväskylä kaupunklaispiha Oy в результате новой сделки.
Хаканен планирует сделать естественным продолжением пасторский дом старого двора Тойволы, который находится на соседнем участке. В одном из них посреди многоквартирных домов образовался старинный оазис.
– Паппила и Тойвола расположены по углам на плане участка, и оба имеют подвалы по углам. В Пуолихерья было решено превратить подвалы в прекрасный туннель, соединяющий дворы, — усмехается Арто Хаканен, председатель правления Jyväskylä Kaupunklaispiha Oy и генеральный директор Art Catering Oy.
В здании будет кафе, места для вечеринок и апартаменты.
Хаканен и его партнеры начнут ремонт дома священника в январе. В двухэтажном здании площадью 600 квадратных метров будут кафе, помещения для вечеринок и жилые помещения. Уже в мае следующего года планируется организовать церемонию открытия на первом этаже в хорошем состоянии.
– Переговоры с владельцем кафе продолжаются, за организацию питания для частных мероприятий в помещении отвечает Art Catering, а апартаменты будут строиться наверху, потому что так написано в плане, – говорит Хаканен.
Старый пасторский дом расположен напротив главной библиотеки, недалеко от городской церкви, на сегодняшней улице Вапауденкату. На протяжении истории участка улица сначала называлась Суури Питкякату и Николаинкату.
Священник имеет историческую ценность
Бледно-желтый кирпичный дом хорошо сохранил свой первоначальный вид. Дом имеет большое архитектурно-историческое значение как здание в стиле классицизма 1920-х годов, напоминающее датский городской дом.
Приходская работа также росла: требовались помещения для конфессиональных школьников, клубов и ассоциаций, например, Христианской ассоциации молодых мужчин. В связи с растущей нагрузкой викария велась подготовка и к приему еще одного священника, официального помощника.
План Алвара Аалто не сработал
Линдгрен раскритиковала планы этажей Аалто, темноту интерьера и расположение двора на северной стороне. Аалто получил похвалу за «интимную обработку фасада, свежие, самостоятельно продуманные специальные детали и многообещающие интерьеры».
Что касается предложений Каллио, Линдгрен заявил, что это «безупречные, надежные и четкие планы опытного архитектора, где решение хорошее и практичное». Сад на солнечной стороне также был отмечен как «очень красивый и приятный с его террасами и веселыми местами».
Цена предложения Аалто оценивалась в 575 000 финских марок, а цена предложения Каллио – в 1 200 000 финских марок. Тем не менее, комитет по строительству предложил взять за основу более дорогое предложение Каллио.
Алвар Аалто отнюдь не сидел без дела. В 1920-х годах он спроектировал Дом рабочих Ювяскюля в 1925 году, дом железнодорожников Айра в 1926 году, Дом Лаурен в 1928 году и здание Суоелускунта в 1929 году. Церковь Муурами также была завершена в 1929 году, а престижный санаторий Паймио – в 1930 году.
Кауно С. Каллио было поручено спроектировать дом священника, который стал первым городским приходом в Финляндии. Архитектора, специализирующегося на церковной тематике и классицизме, вдохновила его учебная поездка в Данию. Пасторский дом подчеркивает стиль и симметричную планировку датского таунхауса.
Церковный акт 1922 г. руководил планированием
Настоятель имеет двухэтажную прямоугольную жилую часть и одноэтажный алтарный флигель, обращенный в подвал. В его подвале находится квартира смотрителя. Сауна, прачечная и кладовые находятся в цокольном этаже квартиры.
Каллио спроектировал комнаты приходского священника в соответствии с законом 1922 года. Кроме канцелярии, в квартире викария было шесть комнат, т. е. максимально разрешенное количество, плюс комната для прислуги, кухня и необходимые кладовые.
Крыло канцелярии стало приходским офисом и помещением для собраний, часовней и приходским залом. Квартира канцелярии и диакониссы была построена на втором этаже.
По закону в приходском доме должна была быть устроена пожаробезопасная архивная комната, так как в приходских домах хранились церковные книги. В доме также есть электричество и телефонный аппарат, который до сих пор радует в холле приходского дома. Также новыми были раздвижные двери, встроенные в стены, разделяющие залы.
Аксели Галлен-Каллела повлиял на детали
Во время войны, после окончания Войны-продолжения, в доме настоятеля оставались два Сортавальских детских дома с нянями, 77 детей и 10 медсестер. Верхний двор был почти полностью превращен в картофельное поле.
В 1970-е годы обсуждался вопрос о сносе дома священника в Ювяскюля, но было принято решение сохранить здание. В целом 1980-е годы ознаменовались сохранением и изменением пасторских домов. Министерство образования назначило рабочую группу для поиска культурно-исторически ценных пасторских домов.
Последний викарий выехал из дома в 1982 году.
Семья викария Ялмара Пауну, проживавшая в приходском доме с 1928 по 1956 год, дольше всех проживала в квартире приходского священника в Ювяскюля.
В 1985 году дом священника был отремонтирован и добавлен механический кондиционер. Квартира и офис викария на нижнем этаже были переоборудованы в помещения для встреч и вечеринок, а верхний этаж – в апартаменты для персонала.
Несмотря на то, что пасторский дом был быстро отремонтирован, в нем сохранилось много оригиналов 1920-х годов. В доме оригинальные деревянные полы, окна, колышки, вытяжки, очаг, раздвижные ящики, дубовые двери, алтарная мебель, настенный телефон, светильники и карнизы. План квартиры викария также очень хорошо сохранился.
Изменение использования банкетных площадей в 1985 году сохранило первоначальный вид и даже восстановило исходные поверхности и помещения. Кухня, с другой стороны, полностью изменилась, когда ее превратили в типичную большую эконом-кухню 1980-х годов.
Впереди капитальный ремонт
Arto Hakanen и Art Catering планируют реставрацию дома священника совместно с Бюро архитекторов ARK-Kantonen и Музейным агентством. Следующей работой будет ремонт основной кухни, потому что это не охраняемое помещение.
– Из дома уберут все пластиковые ковры 80-х, мы хотим сохранить как можно больше старого и максимально приблизить стиль к оригиналу, – обещает Хаканен.
Хаканен также рассматривает возможность использования неиспользуемых помещений в здании. Чердак – это высокое, но холодное помещение. В подвале вы можете найти большие комнаты с земляными полами и пустой бревенчатый склад в обоих крыльях. Ресторан в старом дворе Тойволы появился при углублении первого этажа главного здания. Такую же возможность можно найти в Старом пасторате.
– Если мы получим разрешение от строительного контроля, тогда у вас может быть прекрасное место для вечеринок, винный погреб или что-нибудь еще в подвале.