Лотерея, бейсбол и армия почти полностью отсутствуют в детских книгах, говорит писательница Мерви Хейккиля. Издатель бросает мяч писателям, которые выбирают, о чем писать.
В финской детской и юношеской литературе есть белые пятна, т.е. темы, по которым почти нет книг.
Проблема особенно касается молодежи в сельской местности, которая не может найти в книгах свой круг жизни и интересы.
– К нам поступает довольно много детской и юношеской литературы, и нетрудно подумать, что она разноплановая и на многие темы. Но когда мы копаем глубже, мы замечаем, что есть области путаницы, и не все темы можно прочитать, — говорит Хейккиля.
Пример:
В библиотеку придет класс школьников с бейсбольными битами на велосипедных стойках, потому что в этой группе много любителей бейсбола.
Когда книжный консультант спрашивает класс, что бы они хотели прочитать, школьники надеются на гнезда, рыбалку, охоту… Свои увлечения, потому что \”можно было бы что-нибудь почитать о них\”.
Проблема в том, что по этим темам мало что можно прочитать.
– В последнее время у меня было много дискуссий по этим вопросам с библиотекарями из разных уголков страны. По словам Хейккиля, молодые люди, живущие в стране, могут не обязательно находить свои интересы в детской и юношеской литературе.
«Знакомство может быть пороговой проблемой»
В Финляндии обеспокоены грамотностью детей и молодежи.
Вместо художественной литературы читаются инструкции к играм, социальные сети и другие короткие легкие тексты. С более сложными текстами справится не каждый.
Майор знает, что навыки чтения и навыки чтения варьируются в пределах учебных групп. Однако большинство учащихся средней школы читают только тогда, когда им нужно в школе.
– Некоторые можно прочитать на небольшом расстоянии, когда учитель находится рядом с ними. Некоторые останавливаются и говорят, что никогда не читали книги и никогда не будут ее читать, — говорит Маджури.
По мнению Маджури, именно для этих самых слабых читателей книга об их собственных интересах может стать воротами к чтению.
– Для неопытных читателей важно найти что-то, за что можно ухватиться. По словам Маджури, если вы не привыкли к чтению, знакомство может быть пороговой проблемой.
Маджури соглашается с Хейккиля в том, что в литературе есть белые пятна.
– Я как раз искал молодежные книги, связанные с охотой, а их очень мало, а те, что есть, десятилетней давности.
Не головой Киве, а по интересам
В финской работе по популяризации чтения сегодня одним из основных направлений является ориентация на интерес.
Ориентированность на интересы — это знание и учет целевой группы и изменение услуг на основе этой информации.
Библиотеки применяют это, например, при работе с новыми пользователями, а также с неграмотными и не желающими этого детьми и молодежью.
– Ты больше не \”бьешь Кивеллу по голове\ это снег прошлой зимы, – смеется Хейккиля.
По словам Хейккиля, слепыми зонами детской и молодежной литературы являются, например, охота и армия, то есть темы, которые, как считается, особенно интересны мальчикам.
И в то же время нас особенно беспокоят неграмотные мальчики.
Мерви Хейккиля напоминает, что в каждой возрастной группе есть сотни молодых людей, которые думают о том, что значит быть в армии. Однако рекомендуемых книг о военной службе нет:
Городские издатели?
Взгляды Хейккиля и Маджури обращаются в сторону издательств.
– Я знаю профессиональных авторов, которые писали о рыбалке, например, но эти книги не проходят через издательство. Конечно, я не могу обобщать, — говорит Хейккиля.
– Я думаю, что у писателей были бы идеи и желание писать, но издатель – привратник. По словам Маджури, издатели ориентированы на города, а не на писателей.
В старых мальчишеских книгах были приключения в лесу, разведение костров и игры. Может ли быть спрос на такое даже сейчас, думает Маджури.
– Может, продаж не хватит, а может, стоит попробовать, – говорит Маджури.
Издательское дело — это бизнес, но можно ли что-то сделать, хотя бы в рамках работы по ликвидации неграмотности.
С другой стороны, Хейккиля и Маджури задались вопросом, можно ли найти помощь в небольших издательствах, где тираж не должен быть таким большим.
Издательство стремится к универсальности
– Ассортимент книг для молодежи зависит от того, какие рукописи нам предлагают. Темы возникают из рукописи, издательство не «делает» их, отвечает Тойскаллио по электронной почте.
По словам Тойскаллио, цель Отавы состоит в том, чтобы издаваемая литература была обращена к как можно большему количеству молодых людей, с разных точек зрения и независимо от уровня грамотности.
– На мой взгляд, молодежная литература учитывает то, что в рассказах как можно больше трогательных тем и соответствующее количество собственных особенностей рассказа. Большинство молодых людей думают об одних и тех же вещах повсеместно, хотя рамки могут быть самыми разными.
При этом он напоминает, что дети и молодежь часто читают книги, ориентированные на родителей, т.е., например, молодежь часто выбирает книгу с полки взрослого.
– Особенно те молодые люди, которые интересуются литературой через собственные интересы, часто читают взрослые книги на эту тему.
Решение о стоимости всегда является суммой многих вещей, говорит Тойскаллио, но другая среда или предметная область — это плюс для сценариев.
— Если бы мы получили сценарий, работающий на уровне текста и сюжета, а среда действия была, например, сельская местность, или интерес главного героя — охота, то, наверное, он был бы нам интереснее, чем средний сценарий.
По словам Тойскаллио, армия тоже была бы интересна как тема, но:
– Юноши и девушки в армии с 18 лет, а главные герои детской литературы в основном несовершеннолетние. Так что сценарий на военную тематику пойдет на взрослую сторону.
«Если бы я мог заняться грамотностью»
Грамотность переживает кризис, говорит Тойскаллио. И речь идет не только о мальчиках, но и о грамотности целых возрастных групп.
По словам Тойскаллио, работа по ликвидации неграмотности ведется в Отаве все время разными способами.
Однако проблема не в имеющейся литературе, а в отношении общества к детской и юношеской литературе. Его признательности нигде не видно, говорит Тойскаллио.
– В словах СМИ и лиц, принимающих решения, много разговоров об озабоченности, но где полнокровные рецензии на детские и юношеские книги, реклама или знакомство в СМИ или исчерпывающие портреты детских и юношеских авторов? ?
Тойскаллио напоминает, что издательства играют свою роль в работе по ликвидации неграмотности и продвижении литературы, но ответственность за это несут и другие. Не в последнюю очередь взрослые, подавая пример чтения.
Тойскаллио хвалит библиотеку и учителей за их работу по обучению грамоте и литературе. Однако средствам массовой информации также потребуется помощь в продвижении молодежной литературы.
– Если бы я мог проводить акции по ликвидации неграмотности в дополнение к тому, что мы делаем в Отаве каждый рабочий день, я бы призывал взрослых и средства массовой информации больше, больше и с большим усилием продвигать детскую и молодежную литературу, – говорит Тойскаллио.
«О таких, как я, можно писать книги»
На молодежной полке библиотеки Сейняйоки вы без труда найдете книги о цифровых играх, верховой езде и чирлидинге. Вы даже можете найти что-то новое о футболе в этом году.
– Есть так много тем; об игровом мире, размышлении об идентичности, проблемах окружающей среды и традиционных историях роста. По словам Мерви Хейккиля, главные герои книг озабочены самыми разными вещами.
Марья Маджури участвовала в выборе кандидатов на литературную премию Топелиуса и Арвида Лидекена в этом году. Так что он прочитал почти всю детскую и юношескую литературу, изданную в этом году.
Маджури знает, что в книгах-новинках для молодежи много загадочной и волнующей литературы.
– Однако, пожалуй, самые сложные темы в более длинных и толстых книгах, которые непривычный читатель не поймет, потому что книга не тонкая и не легкая.
Мерви Хейккиля напоминает, что чтение имеет и другие значения, помимо развития навыков чтения. Например, было бы важно найти себя и свой жизненный круг в книгах, т.е. молодых героев и объектов идентификации.
– Таким образом, вы получаете опыт достоинства; Я также важен, и о таких людях, как я, можно писать книги», — говорит Хейккиля.
*Обсуждение темы возможно до вторника, 27 декабря, 23:00*