Музыкант Suomilove и Life’s Song никогда не забывает своих учителей – теперь он рассказывает нам, что нужно, чтобы стать хорошим учителем.

Антти Риссанен стоит перед барабанами с тромбоном в руке.  Рядом с ним есть электрическое пианино, за полкой с множеством компакт-дисков.
У Антти Риссанена дома есть своя музыкальная комната, где он может сочинять, аранжировать и играть.

Гость воскресенья Антти Риссанен – уважаемый тромбонист, который никогда не забывает своих учителей.

*Антти Риссанен – гость программы “Воскресный гость” на Yle Radio Finland. Слушайте программу выше.*

Риссанен – музыкант, который не случайно был выбран для игры в оркестрах для широкой публики. Он тромбонист, аранжировщик, композитор, дирижер и преподаватель музыки с докторской степенью, под его именем даже был организован международный музыкальный конкурс.

Все это отчасти благодаря учителю, чье предложение десятилетия назад предопределило дальнейшую жизнь Риссанена.

Что делает хорошего учителя?

Разговор с редактором часто начинается с музыки, но в итоге всегда переходит к педагогике и учителям. Учителя явно имели большое значение для Риссана.

– То, что хороший учитель может дать ученикам, это не обязательно знание того, что «когда ты это сделаешь, ты станешь лучшим в мире». Хороший учитель должен пробудить в ученике эту внутреннюю мотивацию и создать такие перспективы на будущее, чтобы мотивация действительно росла, объясняет Риссанен.

Группа LOVE из SuomiLOVE позирует на сцене.
Антти Риссанен (на заднем плане справа) также известен по оркестрам “Танцы со звездами” и “Песня жизни”. Его также можно встретить в рядах Юхи Тапио, Попеды и Паулы Койвуниеми, не говоря уже о многочисленных джазовых ансамблях. На картинке изображена повязка любви Суомилове.

Основная идея метода заключается в том, что ребенок может научиться играть так же, как он учит свой родной язык: впитывая навык из окружающей его среды, т. е. слушая, экспериментируя и живя посреди музыки.

Учительница вдохновила маленькую Риссу своим стилем, так что игра быстро стала казаться самой важной вещью в мире. Риссанен играл каждый день и даже начал сочинять музыку при поддержке Ахонена.

– Уроки игры всегда были лучшим моментом недели. Теперь я сам учу людей тому, что успешный урок игры должен быть таким опытом, чтобы они захотели взять урок снова и ожидали его.

Одна кассета изменила все

В возрасте девяти лет Риссанен взялся за игру на баритон-валторне вместе с фортепиано в музыкальном колледже Коткинского района.

– Миика была вдохновляющим человеком как личность. Он был очень решительным и надежным, и это произвело на меня большое впечатление.

Тромбон
Тромбон – выразительный инструмент, любимый композиторами классической музыки, оркестрами всех видов и джазовыми музыкантами.

Йокипий подарил Риссану кассету с тромбонной музыкой. Это звучало для Рисса так невероятно, что он каждый день слушал кассету и подыгрывал ей. Понемногу он развивался.

– Я думал, что когда-нибудь смогу играть, как те ребята на кассете. Я не знал, что это займет около 20 лет. Я думал, что цель будет достигнута через несколько лет, — говорит Риссанен.

Впереди было еще несколько учителей, которые будут формировать у Риссанена восприятие музыки.

Только джаз был важен

Биг-бэнд и джазовая музыка открыли новый захватывающий путь наряду с классической музыкой. Риссанен хотел стать профессиональным музыкантом, когда вырастет.

В возрасте 15 лет он подал заявление и был принят в Академию Сибелиуса для обучения молодежи, где изучал фортепиано и тромбон. В конце концов, когда мне было двадцать, победили фэны и джаз.

– В какой-то момент я так банально подумал, что люди, у которых есть семьи и дети, не ценят джазовую музыку, потому что жертвуют своим временем на что-то другое. В наши дни я могу немного не согласиться, — весело говорит родитель двоих детей.

Прошлая ночь в M-studios
Карьерный путь Юкки Перко невероятен. Когда ему было всего 19 лет, американская легенда Диззи Гиллеспи взял его в свой биг-бэнд.

Вы также должны узнать, что такое быть художником.

– Петри сказал, что ты знаешь, у тебя неплохо получается. Он сразу дал нам морской путь, с которого мы и начали строить.

Часть метода обучения Юутилайнена также заключалась в том, чтобы обучать своих учеников тому, что значит быть художником.

– Иногда я ходил на занятия к нему домой. Было здорово, когда он лежал на диване, когда я вошел и сказал: «Доброе утро, поставьте немного еды на стол, а потом мы начнем играть». Это искусство быть художником, когда ты расслабляешься, а иногда работаешь как сумасшедший», — вспоминает Риссанен.

Музыкант Антти Риссанен сидит с тромбоном перед металлической статуей во дворе культурного центра Иматра Вирра.
Риссанен – музыкальный руководитель Imatra Big Band. IBB – один из старейших оркестров биг-бэндов в Финляндии, который работает в унисон. Архивное фото.

Даже у самоучек есть свои учителя

Сегодня Антти Риссанен преподает сам, в настоящее время в Университете прикладных наук Метрополи в Хельсинки. Он получил степень доктора медицины в Университете искусств. Для своей диссертации он разработал технику игры на тромбоне.

Но имеет ли значение формальное образование, когда речь идет об искусстве?

Риссанен считает, что все в той или иной степени самоучки. Даже если нет образовательной базы, у каждого есть свой образец для подражания, будь то знакомый музыкант в местной группе или дядя соседа.

– Никто другой не может учиться за вас. Молодой музыкант, пришедший в группу, может быть самым младшим в составе, а остальные работают уже двадцать лет и оказывают поддержку. Образование тоже может идти по этому пути, даже если оно не приносит баллов по учебе.