Гость воскресенья Антти Риссанен – уважаемый тромбонист, который никогда не забывает своих учителей.
*Антти Риссанен – гость программы “Воскресный гость” на Yle Radio Finland. Слушайте программу выше.*
Риссанен – музыкант, который не случайно был выбран для игры в оркестрах для широкой публики. Он тромбонист, аранжировщик, композитор, дирижер и преподаватель музыки с докторской степенью, под его именем даже был организован международный музыкальный конкурс.
Все это отчасти благодаря учителю, чье предложение десятилетия назад предопределило дальнейшую жизнь Риссанена.
Что делает хорошего учителя?
Разговор с редактором часто начинается с музыки, но в итоге всегда переходит к педагогике и учителям. Учителя явно имели большое значение для Риссана.
– То, что хороший учитель может дать ученикам, это не обязательно знание того, что «когда ты это сделаешь, ты станешь лучшим в мире». Хороший учитель должен пробудить в ученике эту внутреннюю мотивацию и создать такие перспективы на будущее, чтобы мотивация действительно росла, объясняет Риссанен.
Основная идея метода заключается в том, что ребенок может научиться играть так же, как он учит свой родной язык: впитывая навык из окружающей его среды, т. е. слушая, экспериментируя и живя посреди музыки.
Учительница вдохновила маленькую Риссу своим стилем, так что игра быстро стала казаться самой важной вещью в мире. Риссанен играл каждый день и даже начал сочинять музыку при поддержке Ахонена.
– Уроки игры всегда были лучшим моментом недели. Теперь я сам учу людей тому, что успешный урок игры должен быть таким опытом, чтобы они захотели взять урок снова и ожидали его.
Одна кассета изменила все
В возрасте девяти лет Риссанен взялся за игру на баритон-валторне вместе с фортепиано в музыкальном колледже Коткинского района.
– Миика была вдохновляющим человеком как личность. Он был очень решительным и надежным, и это произвело на меня большое впечатление.
Йокипий подарил Риссану кассету с тромбонной музыкой. Это звучало для Рисса так невероятно, что он каждый день слушал кассету и подыгрывал ей. Понемногу он развивался.
– Я думал, что когда-нибудь смогу играть, как те ребята на кассете. Я не знал, что это займет около 20 лет. Я думал, что цель будет достигнута через несколько лет, — говорит Риссанен.
Впереди было еще несколько учителей, которые будут формировать у Риссанена восприятие музыки.
Только джаз был важен
Биг-бэнд и джазовая музыка открыли новый захватывающий путь наряду с классической музыкой. Риссанен хотел стать профессиональным музыкантом, когда вырастет.
В возрасте 15 лет он подал заявление и был принят в Академию Сибелиуса для обучения молодежи, где изучал фортепиано и тромбон. В конце концов, когда мне было двадцать, победили фэны и джаз.
– В какой-то момент я так банально подумал, что люди, у которых есть семьи и дети, не ценят джазовую музыку, потому что жертвуют своим временем на что-то другое. В наши дни я могу немного не согласиться, — весело говорит родитель двоих детей.
Вы также должны узнать, что такое быть художником.
– Петри сказал, что ты знаешь, у тебя неплохо получается. Он сразу дал нам морской путь, с которого мы и начали строить.
Часть метода обучения Юутилайнена также заключалась в том, чтобы обучать своих учеников тому, что значит быть художником.
– Иногда я ходил на занятия к нему домой. Было здорово, когда он лежал на диване, когда я вошел и сказал: «Доброе утро, поставьте немного еды на стол, а потом мы начнем играть». Это искусство быть художником, когда ты расслабляешься, а иногда работаешь как сумасшедший», — вспоминает Риссанен.
Даже у самоучек есть свои учителя
Сегодня Антти Риссанен преподает сам, в настоящее время в Университете прикладных наук Метрополи в Хельсинки. Он получил степень доктора медицины в Университете искусств. Для своей диссертации он разработал технику игры на тромбоне.
Но имеет ли значение формальное образование, когда речь идет об искусстве?
Риссанен считает, что все в той или иной степени самоучки. Даже если нет образовательной базы, у каждого есть свой образец для подражания, будь то знакомый музыкант в местной группе или дядя соседа.
– Никто другой не может учиться за вас. Молодой музыкант, пришедший в группу, может быть самым младшим в составе, а остальные работают уже двадцать лет и оказывают поддержку. Образование тоже может идти по этому пути, даже если оно не приносит баллов по учебе.