Искусство Коппера, которое пользуется культовой популярностью, иногда даже называют жестоким, в нем часто комментируются трагедии и катастрофы. В своих масштабных работах он использовал механику, звук и движение.
Эта фраза хорошо характеризует Маркуса Коппера (1968-2019) и как человека, и как художника. Его жизнь была полна взлетов и падений.
В 1996 году Коппер отрезал себе левую руку циркулярной пилой. Три года спустя он был награжден премией Ars Fennica. снова содержал взрывное устройство, которое полиции пришлось деактивировать.
Неудивительно, что Маркус Коппер превратился в культового художника, чья репутация с годами только растет.
Хаапала курировал выставку.
Провокационный художник
Маркус Коппер, по происхождению Маркус Пааянен, привлек к себе внимание еще в школьные годы. Он специализировался на провокационных и даже опасных выступлениях, элементами которых иногда были бензин и огонь.
После выступления также родилось имя артиста: бутылка, наполненная жидкостью для зажигалок, взорвалась на коленях Коппера, и его ноги обгорели медным цветом.
Эксперименты продолжились в скульптурном искусстве Коппера, или, точнее, в скульптурных машинах, где он объединил большие пропорции, электричество, звук и механику. Движение было важным в работах – и темы, которые охватывают крайности и экстремальные явления.
– Коппер особенно интересовался экстремальными вещами и, как художник, еще и генеративной и творческой силой. Однако его противовесом всегда были разрушение и насилие, утверждает Лееви Хаапала.
Так, например, тот, что из 1996 года, — это настоящая гильотина, которой можно было бы казнить, например, посетителя музея.
На выставке Kiasma механика обеих работ не работает из соображений безопасности.
Многие работы Маркуса Коппера относятся к трагедиям и несчастным случаям, например (2006).
Последнее навеяно корабельными музыкантами: по мнению Коппера, оркестр, затонувший вместе с кораблем, был неотъемлемой частью легенды о Титанике, эстонских эстрадных артистов никто не запомнил. – моделью музыканта скульптуры был сам Коппер.
– Медь глубоко прочувствовал и вдохнул время, в котором мы живем. Он хотел разобраться в таких авариях, как Курск и Эстония. Ему было интересно обратиться к общим социальным травмам и придать им визуальную форму. Затем зрители могли видеть эти травмы с небольшого расстояния.
Коппер также не уклонялся от актуальных социальных тем, за которые могли бы взяться не многие отечественные художники.
Огромная ветряная мельница, рожденная из стали, мотора, бетона и сжатого воздуха (2009 г.) относится к угнетению под прикрытием религии и попранию прав женщин в управляемом исламистами Афганистане. Рельефы на теле изображают увечья женских половых органов.
Когда кит оживает
Хотя произведения Маркуса Коппера часто отмечены мраком, в них также есть проблески света и какой-то черный юмор. (1998) основаны на анатомии и звуках горбатых китов. В звуковом ландшафте произведения существенную роль играют партии старинного органа Коткинской церкви.
– Своими работами Маркус Коппер хочет поставить зрителя в ситуацию, когда нет времени на реакцию. Он ищет момент, когда зритель не готов встретиться с произведением, и тогда произведение проникает в кожу через звуки, механические движения и свет. Социальная тематика произведений усиливает впечатление.
Но есть ли в мире артисты, с которыми Маркус Коппер мог бы сравниться? Леви Хаапала называет, возможно, неожиданное имя.