Слава музыкального музея рассчиталась с долгами и теперь радует стеклянными инструментами – художник: «Это было бы невозможно с другими материалами»

Кьелл Энгман смотрит сквозь стекло.
Для Кьелла Энгмана стекло — это живой и полный возможностей лучший из материалов.

Стеклянное искусство шведа Кьелля Энгмана можно увидеть в меняющейся экспозиции музыкального музея Fame. Олли Ильмолахти, директор музея, в котором проводится корпоративная реструктуризация, с уверенностью смотрит в будущее.

Известный шведский художник по стеклу последовал за ним, когда его последняя работа была вывешена в выставочном зале «Слава» музыкального музея в Трипла, Пасила.

На этот раз Энгман и его команда изготовили стеклянные инструменты. Предметы полны деталей, на их поверхностях играет свет. Атмосферу дополняет проецируемый на стену видеофрагмент и звуковой ландшафт, созданный рабочей группой Fame.

Когда выставка была закончена, Энгман забрал стул. Энгман сидел, смотрел и слушал более двух часов. Стекло, звук, цвета и свет создали уникальный мир.

Позже он сделал то же самое снова.

Два рога, которые связаны узлом.
Поверхность инструментов отражает свет так, что иногда трудно поверить, что это стекло. Стекло, использованное в работе, позолочено.

Музей музыки в корпоративной реструктуризации, теперь есть свет в конце тоннеля

Слава все еще новичок на финской музейной сцене. Музыкальный музей, открывшийся осенью 2019 года, успел простоять всего четыре месяца, прежде чем пандемия коронавируса нарушила планы. Fame подала заявку на реструктуризацию компании, чтобы остаться на плаву.

По данным Asiakastieto, в прошлом году финская компания Music Hall of Fame Oy получила убыток в размере 83 000 евро, а ее оборот упал почти на 40 процентов. Оборот составил 290 000 евро, в музее работало шесть человек.

– Это плохие кризисные ситуации, но мы с уверенностью смотрим в будущее. По его словам, ремонт стал возможен благодаря совместной работе отличного персонала.

Скрипки из стекла.
На выставке представлено несколько разных стеклянных скрипок.

Как и во многих культурных учреждениях, сотрудники Fame были уволены в период короны. Многочисленные другие сбережения были сделаны за последние годы.

Несмотря на проблемы, музею удалось завершить проект, начатый пару лет назад. Выставка Энгмана и связанные с ней модели сотрудничества Северных стран являются конкретным доказательством того, что музей смог развивать свою деятельность в разгар трудностей. Это создает веру.

– Сейчас, в октябре, мы приблизились к тому количеству посетителей, которое было до короновируса. В октябре 2019 года у нас было 9000 посетителей. Наконец, ситуация такова, что количество посетителей увеличивается, говорит Ильмолахти.

Стеклянный плеер не играет

Кьелл Энгман работал художником по стеклу и дизайнером на старейшем в Швеции стекольном заводе в Коста-Бода с 1978 года. Там он и его команда также производили музыкальные инструменты, представленные на Fame.

– Я работаю с одними и теми же ребятами уже 25 лет.

Детально проработанные инструменты на выставке «Мифическая симфония» являются ярким доказательством универсальности и возможностей стекла.

– Это было бы невозможно сделать с любым другим материалом. Стекло живет. Его можно пилить, гладить, нагревать, отливать и выдувать. У него есть душа. Это говорит иначе, чем, скажем, бронза.

Арфа из стекла.
Энгман использует части своих старых работ во многих стеклянных инструментах.

Однако в традиционном смысле стекло не подходит в качестве материала для музыкальных инструментов. Энгман пытался сделать стеклянную скрипку, на которой можно было бы играть. Звук был ужасен.

Многие из представленных на выставке инструментов так или иначе связаны с жизнью художника. Разные виды гитар знакомы с юности. В 1960-х Энгман играл на Gibson Les Paul в блюзовой группе, но зарабатывал деньги, выступая в танцевальных коллективах. Тогда у меня в руках был Fender Stratocaster.

В рамах висели две стеклянные гитары и флейта.
Изготовление инструментов из стекла было сложным проектом, но группа под руководством Кьелла Энгмана, которая работает вместе уже 25 лет, справилась с задачей. – Проблемы созданы для того, чтобы их решать, – констатирует Энгман.

Концепция обнадеживает, говорит директор музея Fame.

Музыкальный музей Fame известен, среди прочего, своими коллекциями произведений, в которых используются технологии, и их эмпирическим характером. Доступно виртуальное караоке и другие развлечения с участием посетителя.

Так является ли изменяющаяся выставка, основанная на искусстве стекла, шагом назад, поклоном традиционной музейной традиции или попыткой охватить другую аудиторию?

– Эта тема, мифический мир и мифичность, была очень важна для нашей контент-команды. Мы подумали, что было бы здорово иметь здесь всемирно известного артиста и сделать так, чтобы это произошло.

Стеклянная скрипка.
Стеклянные инструменты можно увидеть впервые в мире в музыкальном музее Fame. Это можно интерпретировать как обещание того, что корпоративно обновленный музей продолжает движение к светлому будущему.

Слава была основана в основном на частные деньги и должна опираться в основном на кассовые сборы. Тем не менее, музей получил различные гранты, такие как операционная поддержка от города Хельсинки и Министерства образования и культуры. Кроме того, он сотрудничает, например, с Национальным музеем Финляндии. Национальный музей и Fame вместе собирают музыкальную коллекцию, которая на данный момент насчитывает более сотни предметов. Национальный музей также заботится о представлении новых выставок Славы.

Директор музея Fame считает, что такая концепция может быть успешной в финской музейной сфере.

– Конечно, у нас еще очень мало опыта, но да, это обнадеживает, я бы сказал так.

О разбитом прошлом не может быть и речи

На выставке «Мифическая симфония» представлено множество работ, над созданием которых Энгману и его команде пришлось применить весь свой опыт. Коллеги недоверчиво смотрели, как Энгман размахивал кларнетом своей жены у них на глазах.

– Я вырвал инструмент у жены и отнес в мастерскую. Я поднял кларнет и сказал, что хочу этот.

В конце концов, кларнет и его механизм тоже приобрели красивые формы из стекла.

Стеклянное произведение воображаемого музыкального инструмента с рожком.
Кьелл Энгман использовал кларнет своей жены в качестве модели для изготовления стеклянного кларнета.

По словам художника, невозможно точно оценить, сколько времени уходит на создание одного инструмента. Иногда приходится ждать, пока краска высохнет, с другой стороны, всегда одновременно работают над несколькими объектами.

– В среднем на изготовление уходит около недели.

При работе со стеклом возможно все. Иногда желаемая форма не складывается, иногда может повезти. Определенно, фрагментов достаточно.

– Мы не говорим о разбитом прошлом, – смеется артист.

Кьелл Энгман.
Для Кьелла Энгмана его работы подобны фильмам, а отдельные произведения искусства — их немыми актерами.