Jyväskylä Sinfonia отказалась от традиционной дирижерской модели и испытывает совместное лидерство. С этой осени художественная ответственность будет разделена с главным гостем, струнным квартетом Meta4.
В Jyväskylä Sinfonia 120 рабочих мест в год. 25 из них — полноценные симфонические концерты. В новой модели Meta4 будет производить и проводить четыре концерта в год до весны 2024 года. На других концертах оркестром руководят приглашенные дирижеры.
– Четыре человека могут одновременно общаться в разных направлениях и заниматься многими разными частями, – размышляет виолончелистка Дьюпсйобака.
Новая модель также раскрывает различные точки зрения в музыкальном плане.
– Когда у кого-то есть определенное мнение по этому вопросу, а кто-то добавляет другое мнение, тогда вы получаете большую силу.
Джупшёбака признает, что поначалу все становится очень грязно, когда джойстик даже не качается вперед.
– Но когда ты понимаешь, что теперь ты должен действовать по-другому, становится совсем темно.
– Мы разработали свой собственный язык, и когда вы не в первый раз в Ювяскюля, вы уже знаете, как предвидеть, что здесь может произойти.
Индекс глазного яблока многое говорит об оркестре
У скрипачки Минны Пенсолы есть свой, несколько своеобразный способ наблюдения за восприимчивостью оркестров во время репетиций и концертов.
– Мне нравится использовать индекс глазного яблока, т.е. сколько белых людей в оркестре оглядываются, когда я поднимаю глаза и что-то говорю.
Пенсола оценил индекс оркестра Ювяскюля как высокий.
– Это действительно полезно, когда нас много в одном пространстве и мы работаем посреди громкого звука в течение долгого дня.
По словам скрипача Антти Тикканена, часто бывает удивительно, что квартет не смотрит друг на друга во время игры.
– Мы выходим почти на телепатическом уровне.
– В этой модели совместного руководства совместная художественная работа делается так, что каждый член оркестра получает реальную большую ответственность за конечный результат.
Симфония движется вперед
В январе 2024 года Симфония Ювяскюля откроет сезон в павильоне Вильгельм-Холла. Зал будет капитально отремонтирован для концертного использования. Среди прочего там будет построена деревянная сцена с улучшенной акустикой и акустическими отражателями на стенах.
– Мы репетируем и даем концерты в одном пространстве, а это важно для художественного развития, – счастлив Анттила.
В то же время оркестр получает еще один репетиционный день, когда концертный день меняется со среды на четверг.
Однако Jyväskylä Sinfonia не хочет, чтобы зал павильона был постоянным домом.
– Это промежуточный этап и шаг к акустически звучащему залу, где лучше всего звучит оркестровая музыка.