В фильмах лауреата Каннских премий Рубена Эстлунда богатых тошнит на роскошной яхте, а белые шведы боятся, что их заклеймят расистами.
В этой статье объясняется, почему министр культуры должен действительно знать Эстлунда.
Каннский питомец
Последний фильм 48-летнего Эстлунда «Треугольник печали» получил Золотую пальмовую ветвь, главный приз Каннского кинофестиваля в мае 2022 года. В двух с половиной часах классной сатиры они спорили о пропасти между коммунизмом и капитализмом и рвали на весь роскошный круизный лайнер.
Каннский кинофестиваль является самым важным кинофестивалем в мире и одной из самых важных витрин киноиндустрии.С «Треугольником печали» Эстлунд стал девятым режиссером, дважды получившим Золотую пальмовую ветвь, и третьим, получившим ее за фильмы подряд. В 2017 году «Квадрат» занял место в мире искусства и получил главный приз.
В дополнение к этому, Эстлунд получил десятки наград по всему миру, в том числе пять шведских наград Guldbagge.
Рубен Эстлунд — самый обсуждаемый режиссер Швеции. «Треугольник печали» в настоящее время идет в кинотеатрах Финляндии, а старую постановку Эстлунда теперь можно увидеть в Kino Regina в Хельсинки.
Исследователь человечества
Рубен Эстлунд похож на зоолога, который ступает среди горилл и пытается понять их поведение, только гориллы — люди, а вместо бинокля у Эстлунда в руке кинокамера.
Эстлунд бесконечно интересуется, почему люди ведут себя так, а не иначе. Его темы обширны: структурный расизм, классовое общество, структурный расизм.
В эпизодическом фильме *С другими* (De ofrivilliga, 2008) показаны ситуации, когда конфликтолюбивые шведы не осмеливаются открыть рот, даже если на то есть причина. В фильме *Игра* (2011), основанном на реальных событиях, группа черных мальчиков терроризирует белых мальчиков. Прохожие не вмешиваются в эскалацию инцидентов, потому что боятся, что их заклеймят как расистов.
В «Туристе» (2014), действие которого происходит на горнолыжном курорте, отец семейства спасается бегством от лавины и бросает семью на произвол судьбы. В фильме подробно рассказывается о последствиях событий и о том, какие ожидания и требования предъявляются к мужчинам, прежде всего к отцам.
«Квадрат» (2017 г.), высмеивающий мир искусства и речь, подвергает критике претензии на политкорректность и пустоту художественной речи, в то время как самый последний «Треугольник печали» (2022 г.) исследует социальные классы и капитализм через призму индустрии моды. .
Эстлунда называли мастером кино жалости и стыда. Он использует длинные документальные кадры, во время которых напряжение и неловкость достигают болезненного уровня. Этот стиль уходит корнями в лыжные фильмы, которые Эстлунд снимал в молодости. В них порезы – признак того, что что-то пошло не так.
Практичный шутник
В мае прошлого года 2300 приглашенных гостей собрались в вечерних платьях стоимостью в тысячи евро в главном зале Каннского кинофестиваля, чтобы посмотреть фильм, в котором богачи блюют и испражняются на роскошном круизном лайнере.
Показ «Треугольника печали» в конкурсной серии самых престижных кинофестивалей мира — почти такой же розыгрыш, как лед коммунистического капитана. Второй акт фильма по своей мерзости сравнивают с самыми отвратительными трюками с какашками в « Чудаках» .
Шутка была лишь немного смягчена тем фактом, что жюри фестиваля признало критику капитализма лучшим фильмом фестиваля. Таким образом, анархистский лоскут вошел в официальный фестивальный канон, а самое острое острие было отточено.
Рубен Эстлунд всегда умел максимально привлечь внимание к своим фильмам.
В первом полнометражном фильме *The Guitar Mongoloid* (*Gitarrmongot*, 2004) группа изгоев ведет себя странно, и, конечно, название фильма не подходило даже на момент его создания. Критик Svenska Dagbladet назвал фильм «серией диверсий».
*Пьеса* (2011), повествующая о банде черных парней, вызвала небольшую культурную войну в шведской прессе, где одни защищали фильм, другие критиковали его и аудиторию как расистские.
В 2015 году в сети появилось видео, на котором Эстлунд и его продюсер в прямом эфире наблюдают за объявлением номинантов на «Оскар». Когда *Турист* не получает номинации, режиссер покидает картину, кричит, плачет и начинает раздеваться.
Конечно, видео было постановочным, но создателям удалось обмануть и профессиональных журналистов.
СМИ, последовавшие за шумихой, также были уволены в «Площади», где журналистов больше интересует шумиха и публичные извинения директора музея, чем само искусство.
Образ журналистики может быть резким и циничным, но не совсем неверным. Продвигая «Треугольник печали» Остлунд мудро говорил о его сюжете. «Комедия, в которой богатые шатаются и страдают от диареи до тех пор, пока корабль не взорвется» — это лучший рекламный ход, чем «трактат о капитализме и классе».
продавец
Рубен Эстлунд очень хорошо умеет продавать себя и свои фильмы. Его интервью и пресс-конференции всегда увлекательны и интересны.
На пресс-конференции «Треугольник печали» в Каннах он шутил и аплодировал себе стоя. Он также свободно говорил о своем следующем проекте, рабочее название которого *The Entertainment System is Down* («Система развлечений не работает»). Действие фильма происходит в 15-часовом полете с разбитыми экранами телевизоров. Отсутствие цифровых стимулов превращает полет в хаос, в результате чего самолет падает.
Трудно сказать, является ли идея шуткой или реальным будущим проектом. Возможно оба.
Известные режиссеры, такие как Эстлунд, важны для кинофестивалей, таких как Канны, которые борются за то, чтобы фестивали и театры оставались домом номер один для кино.
Сейчас Эстлунд находится в состоянии мечты как европейский режиссер артхауса. Оскара больше нет.