Шведский министр культуры не знал Рубена Эстлунда – была бы причина, потому что сатирик является самым важным режиссером страны на данный момент.

Рубен Эстлунд и Чарлби Дин на пресс-конференции Каннского кинофестиваля.  Мобильные телефоны снимают.
Рубен Эстлунд (в центре) на пресс-конференции Каннского кинофестиваля с коллегами по фильму «Треугольник печали» Харрисом Дикинсоном (слева) и Чарлби Дином в мае 2022 года.

В фильмах лауреата Каннских премий Рубена Эстлунда богатых тошнит на роскошной яхте, а белые шведы боятся, что их заклеймят расистами.

В этой статье объясняется, почему министр культуры должен действительно знать Эстлунда.

Каннский питомец

Последний фильм 48-летнего Эстлунда «Треугольник печали» получил Золотую пальмовую ветвь, главный приз Каннского кинофестиваля в мае 2022 года. В двух с половиной часах классной сатиры они спорили о пропасти между коммунизмом и капитализмом и рвали на весь роскошный круизный лайнер.

Чарлби Дин под огнем фотографов.
Актер Чарлби Дин объяснил Yle, что «Треугольник печали» высмеивает тех, кто смотрит фильм в Каннах в смокингах между коктейльными вечеринками.

Каннский кинофестиваль является самым важным кинофестивалем в мире и одной из самых важных витрин киноиндустрии.С «Треугольником печали» Эстлунд стал девятым режиссером, дважды получившим Золотую пальмовую ветвь, и третьим, получившим ее за фильмы подряд. В 2017 году «Квадрат» занял место в мире искусства и получил главный приз.

В дополнение к этому, Эстлунд получил десятки наград по всему миру, в том числе пять шведских наград Guldbagge.

Рубен Эстлунд — самый обсуждаемый режиссер Швеции. «Треугольник печали» в настоящее время идет в кинотеатрах Финляндии, а старую постановку Эстлунда теперь можно увидеть в Kino Regina в Хельсинки.

Исследователь человечества

Рубен Эстлунд похож на зоолога, который ступает среди горилл и пытается понять их поведение, только гориллы — люди, а вместо бинокля у Эстлунда в руке кинокамера.

Эстлунд бесконечно интересуется, почему люди ведут себя так, а не иначе. Его темы обширны: структурный расизм, классовое общество, структурный расизм.

В эпизодическом фильме *С другими* (De ofrivilliga, 2008) показаны ситуации, когда конфликтолюбивые шведы не осмеливаются открыть рот, даже если на то есть причина. В фильме *Игра* (2011), основанном на реальных событиях, группа черных мальчиков терроризирует белых мальчиков. Прохожие не вмешиваются в эскалацию инцидентов, потому что боятся, что их заклеймят как расистов.

В «Туристе» (2014), действие которого происходит на горнолыжном курорте, отец семейства спасается бегством от лавины и бросает семью на произвол судьбы. В фильме подробно рассказывается о последствиях событий и о том, какие ожидания и требования предъявляются к мужчинам, прежде всего к отцам.

На террасе ресторана людям угрожает сход лавины.
Несмотря на отправную точку, «Туристы» — это не фильм-катастрофа, а точная и мучительная сатира о гендерных ролях и чувствительном мужском эго.

«Квадрат» (2017 г.), высмеивающий мир искусства и речь, подвергает критике претензии на политкорректность и пустоту художественной речи, в то время как самый последний «Треугольник печали» (2022 г.) исследует социальные классы и капитализм через призму индустрии моды. .

Эстлунда называли мастером кино жалости и стыда. Он использует длинные документальные кадры, во время которых напряжение и неловкость достигают болезненного уровня. Этот стиль уходит корнями в лыжные фильмы, которые Эстлунд снимал в молодости. В них порезы – признак того, что что-то пошло не так.

Практичный шутник

В мае прошлого года 2300 приглашенных гостей собрались в вечерних платьях стоимостью в тысячи евро в главном зале Каннского кинофестиваля, чтобы посмотреть фильм, в котором богачи блюют и испражняются на роскошном круизном лайнере.

En kvinna i aftonklänning sitter vid ett luxuknt matbord.
Санни Меллес играет одного из гостей круиза, страдающего морской болезнью.

Показ «Треугольника печали» в конкурсной серии самых престижных кинофестивалей мира — почти такой же розыгрыш, как лед коммунистического капитана. Второй акт фильма по своей мерзости сравнивают с самыми отвратительными трюками с какашками в « Чудаках» .

Шутка была лишь немного смягчена тем фактом, что жюри фестиваля признало критику капитализма лучшим фильмом фестиваля. Таким образом, анархистский лоскут вошел в официальный фестивальный канон, а самое острое острие было отточено.

Рубен Эстлунд всегда умел максимально привлечь внимание к своим фильмам.

В первом полнометражном фильме *The Guitar Mongoloid* (*Gitarrmongot*, 2004) группа изгоев ведет себя странно, и, конечно, название фильма не подходило даже на момент его создания. Критик Svenska Dagbladet назвал фильм «серией диверсий».

Улыбающийся мальчик.  Два других не в фокусе на заднем плане.
«Гитарный монголоид», действие которого происходит в «Йётеборге», в основном был создан актерами-любителями.

*Пьеса* (2011), повествующая о банде черных парней, вызвала небольшую культурную войну в шведской прессе, где одни защищали фильм, другие критиковали его и аудиторию как расистские.

В 2015 году в сети появилось видео, на котором Эстлунд и его продюсер в прямом эфире наблюдают за объявлением номинантов на «Оскар». Когда *Турист* не получает номинации, режиссер покидает картину, кричит, плачет и начинает раздеваться.

Конечно, видео было постановочным, но создателям удалось обмануть и профессиональных журналистов.

СМИ, последовавшие за шумихой, также были уволены в «Площади», где журналистов больше интересует шумиха и публичные извинения директора музея, чем само искусство.

Олег (Терри Нотариус) стоит без рубашки на обеденном столе в The Square.
В самой запоминающейся сцене «Площади» художник, переодетый обезьяной, мучает гала-ужин в художественном музее.

Образ журналистики может быть резким и циничным, но не совсем неверным. Продвигая «Треугольник печали» Остлунд мудро говорил о его сюжете. «Комедия, в которой богатые шатаются и страдают от диареи до тех пор, пока корабль не взорвется» — это лучший рекламный ход, чем «трактат о капитализме и классе».

продавец

Рубен Эстлунд очень хорошо умеет продавать себя и свои фильмы. Его интервью и пресс-конференции всегда увлекательны и интересны.

На пресс-конференции «Треугольник печали» в Каннах он шутил и аплодировал себе стоя. Он также свободно говорил о своем следующем проекте, рабочее название которого *The Entertainment System is Down* («Система развлечений не работает»). Действие фильма происходит в 15-часовом полете с разбитыми экранами телевизоров. Отсутствие цифровых стимулов превращает полет в хаос, в результате чего самолет падает.

Трудно сказать, является ли идея шуткой или реальным будущим проектом. Возможно оба.

Съемочная группа «Треугольник печали» кричит в Каннах.
Рубен Эстлунд и съемочная группа «Треугольника печали» отлично провели время на Каннском кинофестивале.

Известные режиссеры, такие как Эстлунд, важны для кинофестивалей, таких как Канны, которые борются за то, чтобы фестивали и театры оставались домом номер один для кино.

Сейчас Эстлунд находится в состоянии мечты как европейский режиссер артхауса. Оскара больше нет.