Леденящую душу оперу о стрельбе в школе теперь можно увидеть в Финляндии – Софи Оксанен: “Искусство – лучший способ справиться с насилием”

Знаменитая “Невинность” Кайи Саариахо рассказывает о причинах и последствиях стрельбы в школе, о травмах и выживании. Автор Софи Оксанен дебютирует в качестве либреттиста.

Для всех, кто видел сериал, очевидно, почему роль Айс была отмечена международной прессой как одна из самых ярких в *Innocence* во время премьеры во Франции летом 2021 года.

– Я ждал, когда *Innocence* приедет в Финляндию, и когда она успокоится после первоначального накала. Я чувствую, что это будет то, о чем я мечтала и думала все эти годы”, – говорит Саариахо.

Кайя Саариахо и Софи Оксанен разговаривают друг с другом, сидя в тепле Национальной оперы.
Невинность” – это работа двух великих художников. Кайя Саариахо (слева) приступил к написанию либретто после того, как Софи Оксанен завершила работу над ним.

Школьные расстрелы затрагивают людей во всем мире

*Innocence* – это многомерная и мелодически насыщенная психологическая драма, чья низкая, громогласная увертюра предвещает встречу со злом. Это исследование на девяти языках о далеко идущих последствиях насилия.

– Я знал, что это будет международная постановка. Я задался целью найти тему, которая, на мой взгляд, была бы достаточно универсальной. Стрельба в школах и насилие в школах — понятная тема во многих странах, Оксанен открывает предысторию работы.

После Финской национальной оперы *Innocence* будет показан в Метрополитен-опере Нью-Йорка, Опере Сан-Франциско и лондонской Королевской опере, среди прочих.

Алекси Барьер сфотографирован в тепле Национальной оперы, лукаво улыбается и смотрит прямо в камеру, портрет.
Алекси Баррьер – профессионал музыкального театра, который регулярно сотрудничает со своей матерью Кайей Саариахо. “Это была привилегия – расти в семье, где понимают желание заниматься искусством”.

– Когда мы встретились на первом рабочем ужине весной 2013 года, Софи очень интересовались возможностями оперы как вида искусства. Его интересовало, какие рассказы раньше не трактовались в форме оперы. Моя роль заключалась в том, чтобы сказать, что это тоже можно сделать и что можно следовать таким направлениям», — говорит Барьер.

Если источником вдохновения Саариахо была всемирно известная фреска, то эта идея повторяется в либретто Оксанен, когда собирается свадебная вечеринка. На вечеринках корочка блестящая, но под поверхностью могут быть пузырьки. Человеческие отношения сложны, у каждого есть свои секреты.

– Это была замечательная интуиция Софи, которая начала со свадьбы, – говорит Барьер.

“Мы должны бороться против романтизации насилия”

Всему трио с самого начала было ясно, что, несмотря на жестокие стартовые позиции, кровопролития не будет. В произведении слышны пострадавшие и их близкие, автору не предоставлен голос.

– Нам было важно, что это не триллер в том смысле, что мы говорим об авторе, который создает драматизм и великолепные образы. Романтизация насилия настолько глубока в нас, что мы должны активно бороться с ней, говорит Барьер.

Вилма Айс перед скалой.
Премьера фильма “Невинность” во Франции летом 2021 года положила начало потрясениям в жизни Вильмы Айс. Это был ее прорыв как художника.

Софи Оксанен знакома с темами насилия из предыдущих работ, а также из продолжающейся агрессивной войны России, которую автор неоднократно комментировала публично.

— На мой взгляд, искусство — лучший способ борьбы с насилием. Человеческая психология такова, что мы на самом деле не сопереживаем числам. Например, военные новости показывают много людей и цифр. Это образы, которые могут нервировать.

– Настоящий криминальный мир во многом фокусируется на виновном в насилии. Я счастлива, что опера дает возможность сделать что-то еще, — резюмирует Оксанен.

Оксанен называет небольшое количество персонажей самой большой проблемой в своей работе. В произведении, которое длится чуть меньше пары часов, 13 персонажей, певцов и актеров, каждый из которых должен иметь свое значение для истории. Для самых маленьких ролей его приходится выводить за пару строк.

– В романе сотни страниц, на которых вы можете создавать персонажей.

Кайя Саариахо смотрит в камеру, положив руку на щеку, полукрупный план.
Возможно, “Невинность” – последняя опера Саариахо, но сочинение продолжается. Далее – концерт для трубы.

Невинность” – вероятно, последний шедевр оперного мастера.

– Замечательно, что моей музыке уделено столько внимания, но это требует некоторых усилий. К этому пришло, и неизбежно заставляет оглянуться назад, — говорит Саариахо.

– На данный момент я не могу представить, какой может быть моя следующая опера. В этом размахе, универсальности и сложности – я не думаю, что смогу дальше продолжать в этом направлении.

Композитор благодарен за то, что этот крупный проект был реализован в новом формате сотрудничества с Оксанен и Барьер.

– До сих пор я видел себя взрослым, который учит молодых людей, как я иногда делаю в своей работе, но теперь я понял, как много молодые должны дать мне об этой нашей реальности.

Сам Саариахо уже был известен в 1980-х годах своим непредубежденным использованием технологий в своих интересах в сочинении музыки. С тех пор мир необратимо перешел в цифровую эпоху.

– Это постоянная связь со всем миром и перенос его внутри нас. Я даже не знаю, как к этому относится современная молодежь. Я родился после войны в новой, растущей Финляндии. Это шло вверх. Но где мы сейчас с миром?

– С другой стороны, я также заметил, что молодые люди не находят ситуацию такой отчаянной, как я. У них есть взгляд на будущее. Это утешительно.