Знаменитая “Невинность” Кайи Саариахо рассказывает о причинах и последствиях стрельбы в школе, о травмах и выживании. Автор Софи Оксанен дебютирует в качестве либреттиста.
Для всех, кто видел сериал, очевидно, почему роль Айс была отмечена международной прессой как одна из самых ярких в *Innocence* во время премьеры во Франции летом 2021 года.
– Я ждал, когда *Innocence* приедет в Финляндию, и когда она успокоится после первоначального накала. Я чувствую, что это будет то, о чем я мечтала и думала все эти годы”, – говорит Саариахо.
Школьные расстрелы затрагивают людей во всем мире
*Innocence* – это многомерная и мелодически насыщенная психологическая драма, чья низкая, громогласная увертюра предвещает встречу со злом. Это исследование на девяти языках о далеко идущих последствиях насилия.
– Я знал, что это будет международная постановка. Я задался целью найти тему, которая, на мой взгляд, была бы достаточно универсальной. Стрельба в школах и насилие в школах — понятная тема во многих странах, Оксанен открывает предысторию работы.
После Финской национальной оперы *Innocence* будет показан в Метрополитен-опере Нью-Йорка, Опере Сан-Франциско и лондонской Королевской опере, среди прочих.
– Когда мы встретились на первом рабочем ужине весной 2013 года, Софи очень интересовались возможностями оперы как вида искусства. Его интересовало, какие рассказы раньше не трактовались в форме оперы. Моя роль заключалась в том, чтобы сказать, что это тоже можно сделать и что можно следовать таким направлениям», — говорит Барьер.
Если источником вдохновения Саариахо была всемирно известная фреска, то эта идея повторяется в либретто Оксанен, когда собирается свадебная вечеринка. На вечеринках корочка блестящая, но под поверхностью могут быть пузырьки. Человеческие отношения сложны, у каждого есть свои секреты.
– Это была замечательная интуиция Софи, которая начала со свадьбы, – говорит Барьер.
“Мы должны бороться против романтизации насилия”
Всему трио с самого начала было ясно, что, несмотря на жестокие стартовые позиции, кровопролития не будет. В произведении слышны пострадавшие и их близкие, автору не предоставлен голос.
– Нам было важно, что это не триллер в том смысле, что мы говорим об авторе, который создает драматизм и великолепные образы. Романтизация насилия настолько глубока в нас, что мы должны активно бороться с ней, говорит Барьер.
Софи Оксанен знакома с темами насилия из предыдущих работ, а также из продолжающейся агрессивной войны России, которую автор неоднократно комментировала публично.
— На мой взгляд, искусство — лучший способ борьбы с насилием. Человеческая психология такова, что мы на самом деле не сопереживаем числам. Например, военные новости показывают много людей и цифр. Это образы, которые могут нервировать.
– Настоящий криминальный мир во многом фокусируется на виновном в насилии. Я счастлива, что опера дает возможность сделать что-то еще, — резюмирует Оксанен.
Оксанен называет небольшое количество персонажей самой большой проблемой в своей работе. В произведении, которое длится чуть меньше пары часов, 13 персонажей, певцов и актеров, каждый из которых должен иметь свое значение для истории. Для самых маленьких ролей его приходится выводить за пару строк.
– В романе сотни страниц, на которых вы можете создавать персонажей.
Невинность” – вероятно, последний шедевр оперного мастера.
– Замечательно, что моей музыке уделено столько внимания, но это требует некоторых усилий. К этому пришло, и неизбежно заставляет оглянуться назад, — говорит Саариахо.
– На данный момент я не могу представить, какой может быть моя следующая опера. В этом размахе, универсальности и сложности – я не думаю, что смогу дальше продолжать в этом направлении.
Композитор благодарен за то, что этот крупный проект был реализован в новом формате сотрудничества с Оксанен и Барьер.
– До сих пор я видел себя взрослым, который учит молодых людей, как я иногда делаю в своей работе, но теперь я понял, как много молодые должны дать мне об этой нашей реальности.
Сам Саариахо уже был известен в 1980-х годах своим непредубежденным использованием технологий в своих интересах в сочинении музыки. С тех пор мир необратимо перешел в цифровую эпоху.
– Это постоянная связь со всем миром и перенос его внутри нас. Я даже не знаю, как к этому относится современная молодежь. Я родился после войны в новой, растущей Финляндии. Это шло вверх. Но где мы сейчас с миром?
– С другой стороны, я также заметил, что молодые люди не находят ситуацию такой отчаянной, как я. У них есть взгляд на будущее. Это утешительно.