Художница Катрина Хайкала уже увековечила на бумаге лица 900 женщин. Для многих переживание того, что их увидели, настолько сильное, что заканчивается слезами.
– Когда я рисую, я вообще не смотрю на бумагу, а пристально смотрю на человека передо мной. С помощью этого метода я хочу подчеркнуть опыт того, что меня видят и узнают.
Вокруг галереи другие посетители наблюдают за продвижением карандашной линии на белой бумаге. Женщины ждут своей очереди.
Рисование портрета – это социальное мероприятие, где зрители присутствуют в значительной степени.
Ситуация интимная и эмоциональная
Катрина Хайкала из Хельсинки рисует в галерее A.I.R. в Бруклине, где в минувшие выходные открылась ее выставка. Это его первая персональная выставка в Нью-Йорке.
Три года назад Хайкала уже отправил заявку на выставку в престижную галерею. Из-за пандемии дата была перенесена, а вылет отложен.
– Я чувствую, что звезды сейчас оказались в правильном положении. Время ожидания пошло на пользу проекту, и я чувствую себя более уверенно», — говорит художник, с которым Yle связалась по телефону из Нью-Йорка.
Это вполне обычные женщины разного возраста, которые хотят себе портрет.
– Несмотря на то, что вокруг другие люди, обстановка интимная и эмоциональная, почти медитативная, – описывает Хайкала.
Он заметил, что особенно для финских женщин момент часто бывает особенно чувствительным.
– Я видел перед собой много слез, но и много радости.
На один портрет уходит 10-15 минут. Это давно видно.
– Когда тебя кто-то видит, ты существуешь. Когда вас увидят и услышат, никто не сможет отрицать ваше существование. Это трогательный опыт.
Катрина Хайкала привезла в галерею AIR 900 своих портретных рисунков. Некоторые можно увидеть на стене, некоторые в виде большой стопки бумаги в выставочном зале.
С помощью проекта «Социальный портрет» Хайкала хочет «сбалансировать историю искусства», поэтому она рисует только портреты женщин.
— История искусства — это история власти. Традиционно портреты делали людей, занимающих высокое положение в обществе. Лицо власти принадлежало мужчинам.
– Я делаю женщин видимыми.
Рисуя женщин в Риме, Хайкала получила отзывы от итальянских женщин о том, что этот опыт придал им силы, потому что никто не осуждал и не критиковал ни их, ни их внешний вид. Они могли просто быть.
В тюрьме в Мадриде он рисовал женщин-заключенных в тюремном зале. Остальные сидели на трибунах и смотрели жеребьевку.
– Заключенные были как в церкви. Мир и уважение снизошли на пространство.
“Я хочу внести свой вклад в социальную дискуссию”
Катрина Хайкала подчеркивает, что равенство принадлежит всем.
– Для всех, независимо от этнического происхождения, пола, возраста или финансового положения. Угнетение и дискриминация были целью многих групп людей, не только женщин.
В своем творчестве Хайкала поднимает политические вопросы, такие как права человека и равенство.
– Я занимаюсь искусством, потому что хочу влиять на общественные дебаты и помогать людям понять друг друга.
Хайкалан создал перформансы, изобразительное искусство, фото- и видеоработы.
– В следующем году я начну работать с бездомными женщинами. Хочу напомнить, что они равны, даже если не вписываются в рамки и понятия о хорошей жизни.
Однако основным занятием по-прежнему остается социальный портрет.
– Наверное, это будет продолжаться до конца моей жизни, потому что это так важно и для меня. Это стало делом всей моей жизни.
*Выставка «Социальный портрет» экспонируется в галерее AIR в Нью-Йорке до 13 ноября 2022 года.*