Хэллоуин подходит к концу – это серия фильмов, которая произвела революцию в жанре ужасов и выжила, пока другие умирали

Фильм “Хэллоуин заканчивается” рекламируется как завершение серии фильмов, начатой Джоном Карпентером. Мы взяли двух экспертов, чтобы посмотреть фильм и оценить привлекательность Хэллоуина.

Четыре года назад Майкл Майерс вернулся в Хэддонфилд.

Эта история избегает сюжетных надуманностей.

Мужчина в маске держит женщину сзади.
Майкл Майерс (Джеймс Джуд Кортни), одетый в комбинезон и маску, мучает Лори Строуд (Джейми Ли Кертис) уже более 40 лет.

Неохотный шедевр

Джон Карпентер не был в восторге от фильма *Хэллоуин* (1978). Молодое обещание, снявшее *Темная звезда* (1974) и *Нападение на полицейский участок* (1976), предпочло бы снять большой вестерн, но на такой фильм не было спроса.

Хилл продюсировал, Карпентер сочинил музыку и поставил.

Человек в маске тянется через перила с ножом в руке.
Персонаж Майкла Майерса быстро родился из ручек Джона Карпентера и Дебры Хилл. Фильм “Хэллоуин” (1978) был снят с небольшим бюджетом за 20 дней.

В дешевом и быстро снятом «Хэллоуине» Майкл Майерс преследует грешных подростков и убивает их одного за другим. Лори Строуд, которая выживает, — ботаник и девственница.

Саундтрек, и особенно простая музыкальная тема, стали одними из самых знаковых в истории ужасов.

Для Миикки Каитила *Хэллоуин* стал революционным событием в возрасте десяти лет.

– Это произвело сильное эстетическое впечатление, как многого можно добиться малым.

Миикка Кайтила.
Для Миикки Кайтила, главного редактора журнала Laajakuva, первый Хэллоуин стал преображающим событием.

*Хэллоуин* был одним из первых слэшеров. Их основная формула проста: есть убийца и группа подростков, которых убивают одного за другим.

Пяйви Мехтонен не самая большая поклонница этого жанра, но она хорошо понимает, почему *Хэллоуин* принадлежит к канону ужасов.

– Это довольно традиционный фильм во многих смыслах: в его теме о девушке с привидениями и в его характере монстра, напоминающем чудовище Франкенштейна.

Простота — одна из причин, почему Хэллоуин выжил, в то время как многие другие франшизы слэшеров исчезли.

Майкл Майерс отказывается умирать

«Техасские убийства бензопилой» (1974) и «Хэллоуин» считаются краеугольными камнями жанра слэшеров, но на эту традицию в равной степени повлияли итальянские ужасы джалло и канадское «Черное Рождество» (1974). Также важны «Пятница, 13-е» (1980–) и «Кошмар на улице Вязов» (1984–).

Критикам особенно нравятся «Техасские убийства бензопилой» и «Хэллоуин», но подавляющее большинство слэшеров — промышленное серийное производство. Когда наступили 1990-е, жанр, страдавший от безыдейности, начал умирать. «Крик» (1996), высмеивающий законность слэшеров, принес ужас в новую, более самосознательную эру.

Тем не менее, Майкл Майерс не поддался на обман. В 2000-х уже снято шесть «Хэллоуинов», и фильмы Грина — самые прибыльные в сериале.

Почему Майкл Майерс все еще интересен?

Пайви Мехтонен.
Литературовед Пяйви Мехтонен – не самая большая поклонница фильмов в стиле слэшер, но она видит много интересных аспектов в характере Майкла Майерса.

Пяйви Мехтонен говорит о Майерсе как о классическом идиоте, который через определенные промежутки времени возвращается, чтобы мучить жителей маленького городка. Важно то, что Майерс ничего не говорит.

– Он вне языка. Это делает его интересным как персонаж. Зрители способны проецировать на него многие чувства и страхи, черты многих типов других персонажей.

Миикка Каитила говорит, что Майерс — это tabula rasa, чистый лист, на который кинематографисты могут проецировать то, что хотят.

В образе Майерса Джон Карпентер изобразил страх 70-х перед серийным убийцей, скрывающимся в идиллическом американском пригороде. В сиквелах выяснилось, что Майерс — брат Строде, и эта кровная связь придала особый тон отношениям между персонажами.

Роб Зомби же в своих приквелах 2000-х пытался объяснить, как человек становится злым, а также показал Майерса без маски. Намерение состояло в том, чтобы зритель мог хотя бы частично понять действия Майерса.

Трилогия фильмов о травмах и насилии

Главное изменение в новых фильмах заключается в том, что Майерс больше не брат Строде. Если раньше жертвами были те, кто был между Майерсом и Стродом, то теперь нож может получить любой.

– В этих новых фильмах Майерс – персонаж, который движется вперед и убивает, даже не задумываясь об этом. Это настоящий страх, особенно в Соединенных Штатах, где много стрельбы в школах, говорит Каитила.

Мужчина в маске и комбинезоне пытается ударить носком кричащую женщину.
Новые фильмы о Хэллоуине напоминают нам, что в насилии нет ничего восхитительного.

И если в слэшерах можно болеть за убийц, то новые Хэллоуины напоминают, что в насилии нет ничего достойного восхищения. Почти у каждой жертвы есть предыстория.

– В *Хэллоуине* 2018 года первый человек, которого убивает Майерс, — 12-летний ребенок. Сразу же мы хотим дать понять, что, хотя этот персонаж в некотором смысле является символом ужасов, мы не должны болеть за него.

Количество массовых расстрелов в Соединенных Штатах продолжает расти, и новая трилогия «Хэллоуин» отражает разрушения, которые они сеют. *Halloween Ends* также ищет причины повседневного невидимого насилия.

Больше драма ужасов, чем слэшер

Действие *Halloween Ends* происходит через четыре года после событий *Halloween Kills*. Майкл Майерс исчез, оставив Хэддонфилд в беспорядке. Жители боятся Майерса, возвысившегося до статуса темной легенды, и презирают Лори Строуд, наводившую страх на маленький городок.

Пожилая женщина смотрит на себя в зеркало, на комоде две хэллоуинские тыквы.
Лори Строуд (Джейми Ли Кертис) пытается освободиться от страха и сосредоточиться на хорошем в новом фильме “Хэллоуин”.

Миикка Каитила считает, что *Halloween Ends* принимает радикальные решения с точки зрения сериала. В основном это напоминает не столько слэшер, сколько какую-то хоррор-драму.

– Довольно большая часть фильма посвящена персонажам города и тому, как они реагируют на ситуацию и живут в тени страха или травмы насилия.

Пяйви Мехтонен говорит, что после плохой предыдущей части *Halloween Ends* кнопка щипка спасет новую трилогию. Все-таки, в конце концов, это тоже вполне традиционный хоррор для широкой аудитории. Мы далеки от популярного арт-хоррора (*повышенного ужаса*), представленного такими фильмами, как *Raw* (2016), *Get Out* (2017) и *Midsommar* (2019).

– Учитывая вкусы широкой публики, фильм не должен слишком отклоняться от традиции, основные составляющие должны оставаться прежними.

Обеспокоенная женщина подносит телефон к уху, на заднем плане виден мужчина в маске.

Возможно, магия фильмов о Хэллоуине в том, что они балансируют между глупым и умным. *Хэллоуин заканчивается* местами намеренно глуп. Некоторые сцены созданы как мыльная опера, а убийства настолько изобретательны, что вам все еще хочется немного поаплодировать или, по крайней мере, улыбнуться.

Но темы весомые. Что такое зло и как оно возникает? Кто-то из нас рождается злым или среда делает нас такими? Может ли зло быть заразным или наследственным?

Нет абсолютных ответов на большие вопросы. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что зло никогда не умрет раз и навсегда.

Вряд ли Майкл Майерс.