Фильм “Хэллоуин заканчивается” рекламируется как завершение серии фильмов, начатой Джоном Карпентером. Мы взяли двух экспертов, чтобы посмотреть фильм и оценить привлекательность Хэллоуина.
Четыре года назад Майкл Майерс вернулся в Хэддонфилд.
Эта история избегает сюжетных надуманностей.
Неохотный шедевр
Джон Карпентер не был в восторге от фильма *Хэллоуин* (1978). Молодое обещание, снявшее *Темная звезда* (1974) и *Нападение на полицейский участок* (1976), предпочло бы снять большой вестерн, но на такой фильм не было спроса.
Хилл продюсировал, Карпентер сочинил музыку и поставил.
В дешевом и быстро снятом «Хэллоуине» Майкл Майерс преследует грешных подростков и убивает их одного за другим. Лори Строуд, которая выживает, — ботаник и девственница.
Саундтрек, и особенно простая музыкальная тема, стали одними из самых знаковых в истории ужасов.
Для Миикки Каитила *Хэллоуин* стал революционным событием в возрасте десяти лет.
– Это произвело сильное эстетическое впечатление, как многого можно добиться малым.
*Хэллоуин* был одним из первых слэшеров. Их основная формула проста: есть убийца и группа подростков, которых убивают одного за другим.
Пяйви Мехтонен не самая большая поклонница этого жанра, но она хорошо понимает, почему *Хэллоуин* принадлежит к канону ужасов.
– Это довольно традиционный фильм во многих смыслах: в его теме о девушке с привидениями и в его характере монстра, напоминающем чудовище Франкенштейна.
Простота — одна из причин, почему Хэллоуин выжил, в то время как многие другие франшизы слэшеров исчезли.
Майкл Майерс отказывается умирать
«Техасские убийства бензопилой» (1974) и «Хэллоуин» считаются краеугольными камнями жанра слэшеров, но на эту традицию в равной степени повлияли итальянские ужасы джалло и канадское «Черное Рождество» (1974). Также важны «Пятница, 13-е» (1980–) и «Кошмар на улице Вязов» (1984–).
Критикам особенно нравятся «Техасские убийства бензопилой» и «Хэллоуин», но подавляющее большинство слэшеров — промышленное серийное производство. Когда наступили 1990-е, жанр, страдавший от безыдейности, начал умирать. «Крик» (1996), высмеивающий законность слэшеров, принес ужас в новую, более самосознательную эру.
Тем не менее, Майкл Майерс не поддался на обман. В 2000-х уже снято шесть «Хэллоуинов», и фильмы Грина — самые прибыльные в сериале.
Почему Майкл Майерс все еще интересен?
Пяйви Мехтонен говорит о Майерсе как о классическом идиоте, который через определенные промежутки времени возвращается, чтобы мучить жителей маленького городка. Важно то, что Майерс ничего не говорит.
– Он вне языка. Это делает его интересным как персонаж. Зрители способны проецировать на него многие чувства и страхи, черты многих типов других персонажей.
Миикка Каитила говорит, что Майерс — это tabula rasa, чистый лист, на который кинематографисты могут проецировать то, что хотят.
В образе Майерса Джон Карпентер изобразил страх 70-х перед серийным убийцей, скрывающимся в идиллическом американском пригороде. В сиквелах выяснилось, что Майерс — брат Строде, и эта кровная связь придала особый тон отношениям между персонажами.
Роб Зомби же в своих приквелах 2000-х пытался объяснить, как человек становится злым, а также показал Майерса без маски. Намерение состояло в том, чтобы зритель мог хотя бы частично понять действия Майерса.
Трилогия фильмов о травмах и насилии
Главное изменение в новых фильмах заключается в том, что Майерс больше не брат Строде. Если раньше жертвами были те, кто был между Майерсом и Стродом, то теперь нож может получить любой.
– В этих новых фильмах Майерс – персонаж, который движется вперед и убивает, даже не задумываясь об этом. Это настоящий страх, особенно в Соединенных Штатах, где много стрельбы в школах, говорит Каитила.
И если в слэшерах можно болеть за убийц, то новые Хэллоуины напоминают, что в насилии нет ничего достойного восхищения. Почти у каждой жертвы есть предыстория.
– В *Хэллоуине* 2018 года первый человек, которого убивает Майерс, — 12-летний ребенок. Сразу же мы хотим дать понять, что, хотя этот персонаж в некотором смысле является символом ужасов, мы не должны болеть за него.
Количество массовых расстрелов в Соединенных Штатах продолжает расти, и новая трилогия «Хэллоуин» отражает разрушения, которые они сеют. *Halloween Ends* также ищет причины повседневного невидимого насилия.
Больше драма ужасов, чем слэшер
Действие *Halloween Ends* происходит через четыре года после событий *Halloween Kills*. Майкл Майерс исчез, оставив Хэддонфилд в беспорядке. Жители боятся Майерса, возвысившегося до статуса темной легенды, и презирают Лори Строуд, наводившую страх на маленький городок.
Миикка Каитила считает, что *Halloween Ends* принимает радикальные решения с точки зрения сериала. В основном это напоминает не столько слэшер, сколько какую-то хоррор-драму.
– Довольно большая часть фильма посвящена персонажам города и тому, как они реагируют на ситуацию и живут в тени страха или травмы насилия.
Пяйви Мехтонен говорит, что после плохой предыдущей части *Halloween Ends* кнопка щипка спасет новую трилогию. Все-таки, в конце концов, это тоже вполне традиционный хоррор для широкой аудитории. Мы далеки от популярного арт-хоррора (*повышенного ужаса*), представленного такими фильмами, как *Raw* (2016), *Get Out* (2017) и *Midsommar* (2019).
– Учитывая вкусы широкой публики, фильм не должен слишком отклоняться от традиции, основные составляющие должны оставаться прежними.
Возможно, магия фильмов о Хэллоуине в том, что они балансируют между глупым и умным. *Хэллоуин заканчивается* местами намеренно глуп. Некоторые сцены созданы как мыльная опера, а убийства настолько изобретательны, что вам все еще хочется немного поаплодировать или, по крайней мере, улыбнуться.
Но темы весомые. Что такое зло и как оно возникает? Кто-то из нас рождается злым или среда делает нас такими? Может ли зло быть заразным или наследственным?
Нет абсолютных ответов на большие вопросы. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что зло никогда не умрет раз и навсегда.
Вряд ли Майкл Майерс.