Городское пространство Хельсинки растет не только вверх. Он также простирается под землей.
Под Хельсинки работает метро. Есть также гаражи, тренажерные залы, целый бассейн и подземный художественный музей Амоса Рекса. Среди прочего. Помимо публичного пространства, знакомого почти каждому, Хельсинки скрывает места, доступ к которым есть не у всех.
Известно, что в Хельсинки имеется единственный в мире генеральный план подземелья. Здесь четыреста различных туннелей и пространств. Самая глубокая часть находится на 100 метров ниже уровня моря.
По мнению Ринневуори, подземные пространства ассоциируются с ощущением азарта и тайны.
В темных туннелях не видно горизонта, а поворот туннеля всегда немного удивляет.
– Подземные помещения пахнут одинаково: заплесневелой землей и мхом. Если в помещении нет отопления, температура всегда плюс шесть, — говорит Ринневуори.
Звуковой мир, с другой стороны, варьируется. По словам Ринневуори, самыми шумными являются очистные сооружения Вийкки, а также катакомбы и коридоры под домом Седерхольм, где сейчас находится городской музей Хельсинки. Когда троллейбус грохочет по зданиям на Сенатской площади.
В Суоменлинне же тихо.
– Даже страшно. Вы также можете услышать свои шаги в подземных туннелях.
Бювет Суоменлинны для лошадей
В сухом доке Суоменлинны в 1750-х годах использовался водяной лифт, который работал по тому же принципу, что и патерностер парламента. Воду из колодца поднимали ведрами, подвешенными на петле.
Механизм приводился в движение лошадьми, которые кружили вокруг колодцев по кругу. Вода стекала в секретный подземный канал, другой конец которого обнаружил Ринневуори.
Старые помещения экипажа Кункинансаари
Кунинкаансаари, расположенный недалеко от Хельсинки, — бывший военный остров. К востоку от него находится небольшая бухта, на берегу которой есть старые туннели и подземные помещения для экипажа.
– В задней части фермы можно увидеть какую-то систему отопления. Пространство красивое, удивительно красочное внутри. В нем есть декадентская романтика. Вход настолько далеко, что его трудно найти.
Остров можно исследовать только по отмеченным маршрутам.
В старых газетных статьях, связанных с Кунинкаансаари, можно прочитать о взрывах, несчастных случаях со смертельным исходом и конфискации спиртных напитков.
Подстанция Исосаари
Исосаари, расположенный недалеко от Хельсинки, — бывший остров-крепость. В начале 20 века здесь были построены пушечные башни и массивные прожекторы, использовавшиеся в то время на войне. Для них были необходимы три центра силы. По словам Ринневуори, они освещали далекое расстояние и использовались для наблюдения за минным полем в море.
Станция очистки сточных вод Вийкки
– Какого черта? «Как такое возможно», — сказал Ринневуори, глядя на весь мусор, собранный из сточных вод на подземной очистной станции Вийкки.
Механические сита очистительной установки поднимают самые крупные куски на конвейерную ленту, откуда они поступают в варочный котел или на сжигание.
Иногда кто-то подбирает из толпы «найденный товар». Среди них были секс-игрушки, вставные зубы, старые телефоны Nokia, большие мячи, которые кто-то бросил или уронил в унитаз.
– Трудно понять, как некоторые из них могли пройти через трубы. Было много игрушек-черепашек. В комиксах «Черепахи» черепахи живут в канализации. Возможно, ребенок сыграл в игру: «Это сейчас идет домой».
Из мест, упомянутых в этом рассказе, по словам Ринневуори, можно посетить только электростанцию \u200b\u200bИсосаари и зеленую зону экипажа Кунинкаансаари. Посещение подземных помещений дома Седерхольм, конной бювета и очистных сооружений возможно только при наличии разрешения.
Книжный проект Ринневуори связан с разработанной его компанией Cityspotting, контентом которой он занимается уже почти четыре года. Cityspotting — это геймифицированное городское приключение, сочетающее в себе культуру, природу, архитектуру и городские знания. В книгу также включена интерактивная карта.