Вот как выглядит подземный Хельсинки: откройте для себя шесть сокровищ в уменах города

Бетонная почва, на которой растут папоротники.
Электростанции Исосаари производили электроэнергию для огромных прожекторов Линнакесаари.

Городское пространство Хельсинки растет не только вверх. Он также простирается под землей.

Под Хельсинки работает метро. Есть также гаражи, тренажерные залы, целый бассейн и подземный художественный музей Амоса Рекса. Среди прочего. Помимо публичного пространства, знакомого почти каждому, Хельсинки скрывает места, доступ к которым есть не у всех.

Известно, что в Хельсинки имеется единственный в мире генеральный план подземелья. Здесь четыреста различных туннелей и пространств. Самая глубокая часть находится на 100 метров ниже уровня моря.

Сводчатый туннель с кирпичным полом и яркими огнями.
Под домом Седерхольма или нынешним городским музеем Хельсинки есть туннели. Трамваи гремят по земле.

По мнению Ринневуори, подземные пространства ассоциируются с ощущением азарта и тайны.

В темных туннелях не видно горизонта, а поворот туннеля всегда немного удивляет.

– Подземные помещения пахнут одинаково: заплесневелой землей и мхом. Если в помещении нет отопления, температура всегда плюс шесть, — говорит Ринневуори.

Звуковой мир, с другой стороны, варьируется. По словам Ринневуори, самыми шумными являются очистные сооружения Вийкки, а также катакомбы и коридоры под домом Седерхольм, где сейчас находится городской музей Хельсинки. Когда троллейбус грохочет по зданиям на Сенатской площади.

В Суоменлинне же тихо.

– Даже страшно. Вы также можете услышать свои шаги в подземных туннелях.

Сводчатая арка и металлический пешеходный мост.
В Суоменлинне когда-то действовал сухой док.
Кирпичная комната с окном и туннелем внизу.
Вода поднималась из колодца сухого дока с помощью лошадиной силы и подавалась в туннель, ведущий к морю.

Бювет Суоменлинны для лошадей

В сухом доке Суоменлинны в 1750-х годах использовался водяной лифт, который работал по тому же принципу, что и патерностер парламента. Воду из колодца поднимали ведрами, подвешенными на петле.

Механизм приводился в движение лошадьми, которые кружили вокруг колодцев по кругу. Вода стекала в секретный подземный канал, другой конец которого обнаружил Ринневуори.

Старые помещения экипажа Кункинансаари

Кунинкаансаари, расположенный недалеко от Хельсинки, — бывший военный остров. К востоку от него находится небольшая бухта, на берегу которой есть старые туннели и подземные помещения для экипажа.

– В задней части фермы можно увидеть какую-то систему отопления. Пространство красивое, удивительно красочное внутри. В нем есть декадентская романтика. Вход настолько далеко, что его трудно найти.

Остров можно исследовать только по отмеченным маршрутам.

В старых газетных статьях, связанных с Кунинкаансаари, можно прочитать о взрывах, несчастных случаях со смертельным исходом и конфискации спиртных напитков.

Зеленоватый свод водорослей с водой на дне.
Природа раскрасила стены старой каюты Кунинкаансаари в экзотические тона.

Подстанция Исосаари

Исосаари, расположенный недалеко от Хельсинки, — бывший остров-крепость. В начале 20 века здесь были построены пушечные башни и массивные прожекторы, использовавшиеся в то время на войне. Для них были необходимы три центра силы. По словам Ринневуори, они освещали далекое расстояние и использовались для наблюдения за минным полем в море.

Частично обрушившаяся печь в зеленоватом своде.
На подстанции Исосаари есть небольшая комната для персонала с кирпичным камином и красно-белой плиточной решеткой на полу.

Станция очистки сточных вод Вийкки

– Какого черта? «Как такое возможно», — сказал Ринневуори, глядя на весь мусор, собранный из сточных вод на подземной очистной станции Вийкки.

Механические сита очистительной установки поднимают самые крупные куски на конвейерную ленту, откуда они поступают в варочный котел или на сжигание.

Иногда кто-то подбирает из толпы «найденный товар». Среди них были секс-игрушки, вставные зубы, старые телефоны Nokia, большие мячи, которые кто-то бросил или уронил в унитаз.

– Трудно понять, как некоторые из них могли пройти через трубы. Было много игрушек-черепашек. В комиксах «Черепахи» черепахи живут в канализации. Возможно, ребенок сыграл в игру: «Это сейчас идет домой».

Пешеходный мост над канализационными бассейнами.
Очистные сооружения Виикинмяки перерабатывают промышленные и бытовые сточные воды.
Множественные зубные протезы.
Есть еще «найденный товар».
Изношенные фигурки черепашек ниндзя.
За прошедшие годы множество игрушек-черепашек утонули в канализации.

Из мест, упомянутых в этом рассказе, по словам Ринневуори, можно посетить только электростанцию \u200b\u200bИсосаари и зеленую зону экипажа Кунинкаансаари. Посещение подземных помещений дома Седерхольм, конной бювета и очистных сооружений возможно только при наличии разрешения.

Книжный проект Ринневуори связан с разработанной его компанией Cityspotting, контентом которой он занимается уже почти четыре года. Cityspotting — это геймифицированное городское приключение, сочетающее в себе культуру, природу, архитектуру и городские знания. В книгу также включена интерактивная карта.

Подземная беговая дорожка.
Под Олимпийским стадионом расположены три подземных крытых спортивных объекта. Самая особенная из них – беговая дорожка, которая находится почти под землей, словно в зеркальном отражении.