Конкурс виолончелистов имени Пауло собирает в Финляндии лучших молодых виолончелистов мира. Музыка и музыкальное образование в Финляндии сокращаются, и энтузиастов становится все меньше и меньше. Это отражается и на статистике конкурса.
Международный конкурс виолончелистов в Пауло пережил несколько захватывающих моментов, но, с точки зрения финнов, конкурс этого года войдет в историю по печальной причине.
Впервые не будет финских виолончелистов.
– На этот раз все произошло само собой. Я не думаю, что нас должен волновать уровень игры на финской виолончели.
Однако за кулисами эта тема обсуждалась уже долгое время, поскольку в 21 веке уроки музыки и игры неоднократно сокращались. Конечно, в Финляндии еще есть молодые виолончелисты высокого уровня, но энтузиастов становится все меньше. В то же время международный уровень повышается.
– Можно подумать, что этот конкурс сейчас очень воодушевляет и финских виолончелистов, учитывая будущее.
По словам Нораса, финским медиакомпаниям, таким как Yle, тоже есть где посмотреть в зеркало. По его словам, классическая музыка и другие виды искусства уже не так популярны, как раньше.
– О талантливой молодежи сегодня больше не пишут, даже если на это есть повод. Мы очень далеки от того, чем мы были 40–50 лет назад. Ситуация полностью изменилась. «Это не подходит для усиления увлечения хобби», — говорит Норас, который в свои золотые дни регулярно афишировался.
Европейцы были поглощены азиатами
Финляндия не одинока в этой ситуации. Во всех западных странах любителей классической музыки еще меньше. В то же время в странах Азии наблюдается сильный бум классической музыки. Музыкальные исследования постоянно становятся все более интернациональными.
– Студенты сейчас много передвигаются, как и учителя. Преподаватели проводят курсы по всему миру или могут работать в разных учебных заведениях одновременно на разных континентах.
В этом году на конкурсах виолончелистов Пауло впервые присутствовало одинаковое количество участников из стран Азии и Европы, по девять из обеих стран. Кроме того, увеличилась относительная доля азиатских стран. Двое из шести финалистов — из Южной Кореи.
– Развитие там было самым удивительным. Огромное количество лучших музыкантов сейчас приезжает из Южной Кореи, страны, которая, как говорят, провела свой первый концерт классической музыки в 1966 году в столице Сеуле. С тех пор произошло огромное развитие, которое также можно увидеть в нашем соревновании.
Квалификация в первый раунд эквивалентна десятилетиям победы
По мнению Нораса, азиаты бросают вызов западным людям в классической музыке, особенно в долгосрочной и целенаправленной практике, то есть в трудовой этике. Норас внимательно следил за развитием Южной Кореи и Китая, например, на протяжении десятилетий.
– Там поняли, что детям полезно заниматься музыкой – даже просто в качестве хобби. В отличие от нас, там требуется очень многое. Родители поощряют и требуют, учителя тоже строгие. Судя по всему, это дает потрясающие результаты.
С другой стороны, по мнению Лахесмаа, конкурс этого года является показателем изменения методов обучения и эффективности этих изменений. По оценке Лахесмаа, участники конкурса разительно отличаются друг от друга, это отдельные художники, а не машины, спрессованные по определенной форме.
– Это может быть только хорошая вещь, которая неизмеримо обогащает музыкальную сцену. В этом отношении будущее выглядит светлым: у нас будут привлекательные молодые художники.
Вернемся на минутку к подъему международного уровня игры на виолончели. По словам Нораса, этот феномен особенно заметен на общем уровне, а не столько в навыках на вершине соревнований. Иными словами, средний уровень поднялся, но между уровнем победителя этого года и пятью годами ранее почти нет заметной разницы.
– Если посмотреть на участников сегодняшних забегов соревнований, то в прошлом все они, вероятно, выиграли бы соревнование, – утверждает Норас.
Смотрите финальную трансляцию и церемонию награждения конкурса виолончелистов Пауло здесь:
*Какие мысли вызвал рассказ? Обсудить тему можно до вторника, 13 октября, до 23:00*.