В нескольких местах по всей Финляндии есть различные типы постов для белок-летяг, но нет никаких свидетельств того, что какая-либо белка-летяга когда-либо использовала их.
Захват для древесины автокрана захватывает 15-метровый пропитанный деревянный столб на улице Куитинмяентиен в Эспоо. Однако это не обычный электрический столб. В конце поста две перекладины чуть меньше метра для белок-летяг.
В Финляндии, а также в столичном регионе уже существует множество вариантов реализации шестов для белки-летяги.
– Есть такие варианты оформления, а некоторые консультанты даже предлагают металлические столбы. В Лааялахти в Эспоо есть такие же настоящие сосны, которые были воткнуты вертикально, чтобы расти, перечисляет Лундгрен.
Столбы, которые сейчас возводятся, должны соединить водно-болотные угодья финноо с южной и северной стороны морского побережья с природным заповедником Фризинкаллио и центральным парком Эспоо. Этот район является официальной провинциальной экологической связью даже на уровне провинции.
– По обеим сторонам Лянсивяйля обитает очень живая популяция белок-летяг. Тропа, конечно же, предназначена и для других животных, например, барсуков и косуль.
Цель состоит в том, чтобы добавить значительное количество деревьев в природную зону. Они необходимы белкам-летягам, но они также обеспечивают защиту для других животных и создают более интересную среду для передвижения горожан, утверждает Лундгрен.
«Полюса — последний вариант»
В Эспоо движение белок-летяг и жизнеспособность стволов деревьев в первую очередь поддерживаются за счет посадки деревьев. Деревья были уплотнены рядом с существующими путями полета белки-летяги, например. Suvisillata и Latokaskenniitty Вестенда.
Однако деревья нельзя сажать прямо на обочинах дорог.
– Большое дерево по обочинам дорог и в средних полосах будет мешать обзору. С них капают хвойные деревья или листья и ветки, они воздействуют на свет и тени, а зимой могут капать снег и лед. В непосредственной близости от дороги деревьям также негде было бы расти, а без надлежащих корней дерево не будет расти, рассуждает Лундгрен.
Для Finnoo столб — единственный способ пересечь Лянсивяйля.
– Столб также имеет конструкцию безопасности для удара. «Они ломаются более контролируемо, если их сбивает машина», — добавляет Лундгрен.
«Все изучено и учтено»
Пригодность или функциональность шестов для белок-летяг никак не доказана.
– С помощью видеокамер и игровых камер были предприняты попытки получить видеоматериал, который показал бы, что там проходит белка-летяга. Однако ни для одной из них не были зарегистрированы белки-летяги, утверждает Лундгрен.
Было доказано, что белке-летяге каким-то образом удалось пересечь Лянсивяйля, по крайней мере, в Сувисиллата в Эспоо, даже без шеста.
– С помощью сигналов радиоошейников получены данные о том, что по обеим сторонам дороги бывал один и тот же человек, но более подробной информации о том, как дорогу переходили, естественно, нет. Лундгрен уточняет, что в Suvisillata Эспоо нет шеста для прыжков.
Так зачем же прикладывать большие усилия, чтобы построить столбы, которые вполне могут оказаться без соединителей? Ответ прост: этого требует Закон об охране природы.
По словам Лундгрена, подрезать дорогу тоже нельзя, потому что белки-летяги живут на деревьях. Однако, возможно, вы могли бы попытаться развить колонку дальше.
– Возможно, сработает какая-нибудь веревка, лестница или небольшой мостик между столбами. Такие были построены в Австралии для сумчатых, которые передвигаются карабкаясь, говорит Лундгрен.
Однако ничего подобного в Финляндии не пробовали, потому что по имеющейся информации летяга движется только планируя. Кроме того, веревка или небольшой мост через дорогу представляли бы опасность для движения в финских условиях из-за падающего с них снега и льда.
Три четкие цели
По словам Лундгрена, путь полюса белки-летяги Finnoo преследует три четкие цели.
– На южной стороне Лянсивяйля может поместиться только определенное количество летяг. Молодые белки-летяги вынуждены томиться на слабых деревьях, вероятно, голодать или преждевременно умирать от хищников. Во-вторых, существует потребность в обмене генами. Изолированный штамм всегда будет инбредным.
Согласно Лундгрену, третья точка зрения — это точка зрения жителей Эспоо.
– Поскольку белки-летяги имеют самую строгую охрану видов, какую только можно найти в Финляндии, мы должны достичь так называемого «благоприятного уровня защиты». Если белки-летяги не смогут пересечь Лянсивяйля с юга, в этом районе сформируется так называемая частичная популяция, и тогда защиту города и его жителей станет очень трудно реализовать, уточняет Лундгрен.
На практике создание субпопуляции означало бы, согласно Лундгрену, что вырубка каждого отдельного дерева в этом районе должна быть очень тщательно продумана и оценено влияние вырубки на защиту белок-летяг.
– Это то, чего мы хотим избежать, потому что в то же время, когда белки-летяги должны быть защищены, окружающий город должен иметь возможность развиваться, – рассуждает Лундгрен.
«Мы бы не стали пробовать это за счет города»
Таким образом, полезность канала для прыжков с шестом белки-летяги еще предстоит доказать, и нет никаких гарантий успеха. Однако эксперимент не будет оплачиваться напрямую из кошельков налогоплательщиков Эспоо.
По словам Лундгрена, около 70 процентов затрат на посадку деревьев и установку столбов было оплачено проектом ЕС Liito-orava-LIFE. Остальное оплачивает город Эспоо.
– Без поддержки ЕС этого бы не произошло. Обычный городской бюджет не позволяет вам заниматься подобными вещами, утверждает Лундгрен.
Однако вскоре белки-летяги перестанут встречаться на маршруте полюса Finnoo. Во-первых, нужно дождаться, пока деревья, которые будут посажены на маршруте, вырастут до необходимых размеров, более десяти метров.
– Саженцы деревьев высотой более шести метров стоят от 10 000 евро, кроме того, потребуется специальный транспорт, особая посадка и особый уход, – поясняет Лундгрен.
Поэтому получаются более мелкие и дешевые саженцы. Кроме того, более молодые деревья, вероятно, лучше адаптируются к новому трудному месту произрастания, чем старые деревья.
Белки-летяги развлекаются в Эспоо
Белка-летяга является талисманом Эспоо, и город годами инвестировал в защиту этого вида. По оценке эксперта по окружающей среде Лауры Лундгрен, на всей территории Эспоо проживает около 2000 из них.
– Есть отчеты и фотографии того, как люди видели летяг на своих балконах и карабкающихся по оштукатуренным стенам многоквартирных домов, – говорит Лундгрен.
Кажется, что белка-летяга хорошо приспособлена к городской жизни. По словам Лундгрена, их не беспокоит ни шум, ни свет, ни люди, ни собаки. Но как жители Эспоо относятся к своему титулованному животному?
– Не жалко, пока не приходится рубить деревья во дворе, – смеется Лундгрен.
_Обсуждать тему можно до воскресенья 11.9. до 23:00._