Половина остановки случилась в Musiikkitalo во время репетиций Симфонического оркестра Радио. Помимо главного проводника, мы также встретили гребцов РЮО Хейка и Микаэля. RSO выйдет завтра, в пятницу.
Musiikkitalo из Mannerheimintie очень похож на Prisma в Itäkeskus. Однако, к счастью, сходство только архитектурное.
Вместо дисконтного супермаркета Musiikkitalo предлагает только лучшее. Это приходит только с упорным трудом.
100 звонящих, 14 разных национальностей
Подавляющее большинство музыкантов в оркестре из ста человек — финны. Однако четверть поступает откуда-то еще. Помимо финнов, национальностей 13. В Иностранном легионе главное умение играть, а не цвет паспорта.
– У Николая очень яркий и положительный характер. С ним замечательно играть, потому что он очень профессионален, но в то же время очень коллегиален. Он не диктует напрямую сверху, но сильно зависит от того, как играют оркестранты.
Утешение кажется взаимным. Коллон хвалит RSO как один из величайших оркестров мира.
– Исполнители невероятно профессиональны, настолько чувствительны к музыке. Они уважают друг друга и музыку. Все они удивительно хорошие музыканты, и вместе они представляют собой нечто особенное.
Поэтому, по словам главного дирижера, финны, которые платят налог Yle, должны гордиться.
– РСО принадлежит народу. Вы должны праздновать, потому что мы входим в число великих оркестров мира.
Контрабас на куски и выступление с водяным стаканом
Ценны инструменты симфонического оркестра. Вот почему музыканты заботятся о них. Но некоторые не помещаются в рюкзак и вешалку для шляп, а требуют, чтобы их доставили на концертную площадку профессионалы.
В RSO есть два организатора оркестра, которые несут ответственность за то, чтобы инструмент и исполнитель встречались друг с другом на сцене, где бы в мире ни проходил концерт.
– Я вполне прилично сломал контрабас 18-го века, – признается Тийттанен. К счастью, плеер починили.
– Я взял стакан воды на сцену. Оркестр подумал, что дирижер идет, и встал. Толпа начала хлопать. Я взяла стакан и поклонилась, — вспоминает Тикка.
Невидимый труд дома и в туре
Обычный рабочий день в Musiikkitalo — рутина. Аранжировка нот, стульев и инструментов большого стресса не вызывает, в отличие от гастролей.
– Хуже всего, когда надо точно знать, какие инструменты будут упакованы в 50 коробок, а информация должна быть за полгода до тура, – описывает Тикка.
Кроме организаторов, с глаз долой маются и звонящие. Скрипач Хельми Хорттана-Суоранта считает, что не менее половины рабочего времени музыканты тратят на личную практику.
– Если для среды известна сложная песня, то за пятничным концертом не последует базовый рабочий уик-энд, когда ты будешь дурачиться с семьей. На это нет времени, надо работать, констатирует скрипач.
Настоящая работа делается на практике
Главный дирижер Коллон соглашается. Настоящая работа происходит на практике.
– Тогда мы лицом к лицу и можем поговорить. Я должен продумать структуру репетиции, взять игроков в путешествие. Репетиции могут длиться до шести часов в день, поэтому важно держать группу из почти ста человек в хорошем настроении.
– Нужно уметь критиковать игроков и двигать музыку вперед. На концерте больше ничего не происходит. Я не могу говорить, и они тоже. Тогда мы просто звоним, смеется Коллон.