Ярмо Лехтонен, сын хорошей подруги Сиири Рантанен Лидии Видеман-Лехтонен, и участница соревнований Хилкка Риихивуори с любовью вспоминают покойную лыжную легенду.
Рантанен не преклонялся перед джентльменами из лыжных ассоциаций 1950-х годов. Рантанен держал женщин в центре внимания и пытался улучшить их статус.
Его самое большое спортивное достижение произошло на Олимпийских играх 1956 года в Кортине, когда Рантанен привела финских женщин к исторической победе в эстафете. Это была первая и до сих пор единственная победа Финляндии в женской лыжной эстафете на Олимпийских играх.
Рантанен стартовал как минимум в 10 секундах от Советского Союза на якорном участке, но на финише разница составила 27 секунд в пользу финна.
Много раз в год мы посещали либо дом Лидии в Тампере, либо дом Сиири в Лахти.
Ярмо очень хорошо помнит, как Сиири посетила дом Лидии в Тампере.
– Сийри была занята всякими делами с Лидией. Когда он приедет к нам, здесь можно будет затеять генеральную уборку всего дома. Места привели в порядок. Он все еще был в такой хорошей форме, что всю тяжелую работу делал сам. Мужчины ей не подходили, вспоминает Ярмо Лехтонен.
Иногда двое лыжников могли вдруг решить, что стены дома нужно покрасить.
– Они начали тянуть внешнюю стену. У них был импульс. Соседка кричала Сиири, что дом будет достроен, — описывает Лехтонен.
Мальчики приведут себя в форму в незабываемом путешествии в Лапландию.
Ярмо Лехтонен вспоминает, каким образцовым и спортивным был «Айтее». Сам Ярмо соревновался со своим братом на лыжах, когда был моложе.
– Сиири иногда мог критиковать, если видел, что мы что-то делаем не так, – говорит Ярмо Лехтонен.
Поверх пузырчатой \u200b\u200bпленки упаковали купольную палатку, и мы отправились в Лапландию. Там мы встретили Ski Sisters, то есть членов традиционной ассоциации бывших лыжников, но по пути нас ждал другой опыт.
Вчетвером они мчались по сопкам в Лапландии.
– Мы лазили по вершинам всех попадавшихся сопок. Для нас, мальчишек, это было испытанием, так как Сиири одновременно немного подталкивала нас. Дневная тренировка закончилась, когда мы забрались на вершину обрыва, смеется Лехтонен.
Кое-что о культовом состоянии \”Äitee\” Рантанена говорит о том, что он был самым быстрым в традиционном лыжном спорте в Финляндии в 1976 и 1977 годах, в возрасте 52 лет.
По словам Лехтонена, было хорошо, если они не отставали от Рантанена.
– Да, в тех подъемах на сопки, наверное, было заодно и ребят привести в форму, – с теплотой вспоминает Лехтонен.
Сиири Рантанен также смогла тренировать внука Лидии и сына Ярмо, которые в свое время прошли призывную службу в спортивной школе в Лахти, а также играли в молодежном чемпионате по хоккею с шайбой.
– Он некоторое время жил в Сиири, когда служил в армии. Каждый вечер Сиири делала для него круговые тренировки по растяжке и фитнесу. У мальчика хорошие воспоминания об этом, — смеется отец.
История с 90-летием многое рассказывает о «Матери»
Лехтонен прекрасно описывает характер Рантанена, когда описывает вечеринку по случаю 90-летия Сиири. Туда были приглашены все старые лыжные сестры, в том числе и Лидия. Ярмо-пойка и Лидия уехали в Лахти на день раньше.
– Когда мы попытались вернуться в Тампере, Сиири заявил, что Лидия вполне может остаться с ним на ночь, – рассказал Ярмо Лехтонен.
Лидия в то время страдала старческим слабоумием, но Ранту это не беспокоило. «Мать» заявила, что «да, мы, взрослые женщины, справимся здесь, не волнуйтесь».
– По мнению Сиири, мы все туда очень хорошо вписались. Это была типичная Сиири. Любая беда никогда не была проблемой. Мы всегда шли вперед с живым умом. Так что Лидия осталась на ночь у Сиири, и все прошло хорошо, — вспоминает Лехтонен.
«Ее можно воспитать как символ равенства, женского лыжного спорта в Финляндии и нового женского имиджа».
– У меня память о Сиири с тех пор, как я была маленькой девочкой. Мне было 15, когда я катался на лыжах в категории до 18 лет. Тогда я впервые встретил Сиири. Я помню, как Сиири бежала рядом со мной по склону и подбадривала меня. На финише он подошел ко мне, чтобы сказать, что «ты, юная девушка, не катайся слишком много, когда ты уже выиграла молодежный чемпионат Европы», – вспоминал Риихивуори.
Риихивуори также участвовал в Ski Sisters. Последняя встреча между ними двумя, которая состоялась в понедельник этой недели, Первомая, особенно запомнилась ему.
– Не знаю, какое прекрасное знакомство заставило меня пойти поприветствовать Сиири. Я посетил его в доме престарелых, когда был в Лахти.
– Выражение его лица просветлело, когда он узнал Хильку из Тампере. У меня были фотографии с собой в поездке. Он действительно повеселел, когда мы посмотрели фотографии, когда мы были с Ski Sisters в его доме в деревне.
– Я очень рад, что посетил Сиири. Я чувствовал себя хорошо, что совершил поездку в Лахти. Я и представить себе не мог, что информация о смерти Сиири придет так быстро после визита. Я был очень удивлен, когда пришла информация.
По словам Риихивуори, личность Сиири была именно такой, какой он был на публике.
– Он был настоящим человеком. Его настойчивость, силу воли и положительный характер можно взять за образец. Совершенно очевидно, что ее можно поднять как олицетворение равенства, женского лыжного спорта в Финляндии и нового женского имиджа.
Два года назад Рантанену ампутировали левую ногу. Рантанен был активен до ампутации.
– Еще прошлой осенью он сказал мне, что сто лет прошло бы совершенно ясно, если бы ногу не ампутировали. Он тогда сказал, что посмотрим, что будет, когда ногу ампутируют.
– Сиири была в хорошей форме. Он проснулся в шесть часов, съел овсянку и отправился на четырехкилометровую пробежку с шестом. Он по-прежнему выходил на двухкилометровую пробежку в два часа дня. Он был очень активен и в хорошей форме, но из-за ампутации ноги он больше не мог заниматься бегом.
*Документальный фильм о победе Сиири Рантасе, Äitee – Sisulla, будет показан на TV2 на следующей неделе, в субботу в 13.5 в 17.15 после матча Superpesis. Вы можете посмотреть документальный фильм прямо сейчас ниже или* *Yle Areena.*