Было подготовлено не менее 12 вариантов сценария по книге Тиместара. «Самым худшим было то, что следующая версия должна быть на миллион евро дешевле», — говорит сценарист Илья Раутси. käsikirjoittaja Ilja Rautsi sanoo.
Скандинавский союз, год 72 новой эры. Вода — это предмет роскоши, которым управляет безликая машина насилия.
Когда Нория получает намек на чистые воды на севере, ей приходится сделать выбор: принять судьбу или попытаться изменить мир?
«Хранитель воды» — масштабная постановка. Само по себе достижение увидеть его на большом экране.
12 версий сценария
Итаранта получил престижную премию Kalevi Jänti за роман. Популярность означала, что он сможет содержать себя как писатель-фрилансер — возможно, до конца своей жизни.
– Они поняли суть истории и тему. Они не превращали это во что-то, чем оно не является, например, насильственно искажая очень остросюжетное зрелище.
Для Ильи Раутса самой большой проблемой было то, что «Книга чайного мастера» — «такой хороший роман». Как вы переводите красивую прозу, акцентирующую внимание на внутреннем мире главного героя, в форму, которая работает в фильме?
– Читатель создает свой образ мира и героя, и именно на этом языке, а фильм должен превратиться в драму и действие. Вот первоначальная реакция предсказания, что «книга была лучше».
Фантастический фильм стоимостью в миллионы евро делается не только на внутренние деньги, поэтому помощь приходится искать из-за рубежа. С другой стороны, совместное производство нескольких стран означает безжалостную координацию между странами и финансистами. Бюджеты, места съемок и язык фильма могут меняться до самого конца.
– Хуже всего было то, что следующая версия должна быть на миллион евро дешевле, – говорит Раутси и усмехается.
– Это стало интересным вызовом.
_Guardian of the Water_ в итоге сняли с бюджетом в 3,8 миллиона евро, что для финнов немало, но не рекордно. _Pahanhautoja_ (2022), также написанный Раутси, стоил примерно столько же. Деньги поступали из Финляндии, Германии, Эстонии и Норвегии. Фильм был снят осенью 2020 года, а премьера состоится в сентябре после того, как ограничения по коронавирусу наконец ослабли.
_Teemastarin kirja_ (2012) была экокритической работой, связанной с существующим климатическим кризисом. В 2022 году его тематика станет еще более актуальной.
История еще актуальнее
Вода является правом человека, но также и все более дорогим товаром.
В разгар климатического кризиса приватизация воды является одной из самых больших дискуссий нашего времени. «Хранитель воды» показывает одно возможное будущее, в котором запасы воды находятся во владении безликой машины насилия.
Этим летом проблемы с водой стали ближе и к европейцам. Во многих местах прошедшее лето было самым жарким и засушливым за всю историю измерений. Многим странам пришлось ограничить использование питьевой воды.
В то же время пандемия коронавируса и агрессивная война России подтолкнули Европу к энергетическому кризису и нехватке материалов.
Эмми Итаранта считает, что сценарий книги Тиместара сейчас кажется более актуальным, чем десять лет назад.
– Тогда я подумал, что некоторые вещи в том мире могут быть несколько надуманными, а сейчас они вовсе не кажутся надуманными.
Для рабочей группы «Хранитель воды» было важно, чтобы экология была видна не только в содержании фильма. Координатор по устойчивому развитию Кайса Астикайнен прошла через проект «Устойчивое развитие в кинопроизводстве», задача которого заключалась в планировании экологической реализации производства.
Перед съемками создателям фильма пришлось отказаться от координатора устойчивого развития. По их словам, причина в графиках и бюджете. Хотя фильм был сделан не так экологично, как предполагалось изначально, проект привел Астикайнена и Анне Пуоланте к руководству по устойчивому производству. Руководство по производству под названием Ekosetti было опубликовано в сентябре 2019 года.
Астикайнен считает, что с этим проектом финская автомобильная промышленность наконец-то заговорила об устойчивом развитии. Осталось бы еще много работы.
«Модели финансирования AV-индустрии уже ведут к неэкологичной деятельности, когда совместное производство фильмов приходится производить в разных странах по финансовым причинам, что увеличивает выбросы от движения и логистики», — пишет Астикайнен в электронном письме.
То же самое было и со «Стражем воды». На его финансирование нужно было подать заявку из четырех разных стран, и субсидии обычно включают требование о том, что страны должны использоваться в производстве. Часто это означает съёмки в них сцен.
– Я не могу утверждать, что это экологически чистое производство. Мы побывали в 3-4 разных странах, фотографировали и перевозили товары и людей в разные уголки Европы. В этом смысле устойчивость невозможна, говорит директор Саарела.
Есть надежда
Саарела считает, что истории способны изменить мышление людей. Он говорит, что благодаря роману «Итаранта» он лучше узнал, как даже Финляндия с ее тысячами озер связана с мировым рынком воды.
Он даже описывает «Хранителя воды» как утопию.
– Вот человек, действия которого могут привести к изменениям и движению. Знания, которые были затемнены, придут в сознание, и люди начнут двигаться, и могут произойти революции.
Сага Саркола, которая играет Норию, говорит, что фильм показался «более чем актуальным». Он заявляет, что проявление надежды было важно.
– Фильм не хочет нарисовать какую-то антиутопическую картину, а вселить надежду и, возможно, увидеть в этой антиутопии какую-то утопию.
Также слушайте: Book vs. Movie: Vede vartija – От книги Teamaster к фильму
_ Какие мысли вызвал рассказ? Вы можете принять участие в обсуждении на 2.9. до 23:00_