На протяжении многих лет Финляндию называли страной чудес в области музыкального образования, даже в международной прессе. Многие опасаются, что такие разговоры скоро будут забыты.
Самое удивительное – это его реакция на сцене.
Хаатайнен – настоящий топ-скрипач, суверенный интерпретатор музыки, который прошлой осенью выиграл международный конкурс скрипачей для детей до 14 лет в Германии.
– Это было невероятно. Я никогда не думала, что буду звонить политикам. Я потеряла дар речи, я даже не могла думать. Это было потрясающе”, – говорит она.
“Мы считаем, что меньше – не хуже”.
Выступление Хаатайнена перед лицами, принимающими решения, можно рассматривать как тонкое заявление Симфонического оркестра Радио. Во встрече перспективного скрипача и ведущих политиков есть что-то метафорическое, потому что есть большая озабоченность состоянием и будущим музыкального образования.
– Мы чувствуем, что с меньшими затратами мы получим такой же хороший результат или даже лучше. Кажется, особо одаренные были забыты, уточняет Мальмиваара.
– Финляндия – страна, поставившая музыку в центр своей идентичности и получившая мировую известность именно благодаря музыке, – напоминает в своем выступлении Саариахо.
“Крайне важно поддерживать врожденные таланты”.
В Финляндии проводится обширный исследовательский проект по вопросам, связанным с воспитанием музыкально одаренных детей. Целью пятилетнего проекта является, среди прочего, выяснить, какими средствами можно было бы поддерживать особо одаренных детей во время их обучения лучшим и более этически устойчивым способом.
Однако исходная точка ясна. Значение музыки и других предметов искусства неизмеримо для всех детей, и одаренные нуждаются в дополнительной поддержке.
Несмотря на небольшое население, за десятилетия в Финляндии на вершину классической музыки поднялось огромное количество профессионалов. По словам Лопес-Иньигес, причинами успеха являются уникальная сеть музыкального образования, а также качество образования и исследований.
– Мы постоянно подвергаем сомнению наши методы, чтобы они лучше служили студентам.
Лопес-Иньигес с замешательством следит за культурной политикой Финляндии.
– После войны у Финляндии было достаточно ресурсов для создания сети музыкального образования, а теперь вдруг мы не можем позволить себе ее содержать? Культура — это не роскошь. Это базовая потребность человека.
Для тех, кто ориентирован на достижение цели, необходимо дополнительное обучение
Когда Кырки вышел на пенсию, вся семья Хаатайнена переехала в Порвоо из-за игры Лили на скрипке и нового учителя, которого сочли подходящим для нее.
– Я не был бы на этом этапе без поддержки моей семьи. «Моя мама сопровождает меня в моих поездках на скрипке и на уроках игры на скрипке», — говорит Хаатайнен.
– Это имеет большое значение. «Есть скрипачи, которым нужны более сложные уроки и больше тренировок», — говорит Хаатайнен.
Сами Мальмиваара и Вяхяля когда-то посещали скрипичную школу Кухмо и хотели предложить что-то подобное современной молодежи.
– Особенно сегодня, когда ресурсов не хватает, к этому нужно добавить что-то еще, – констатирует Мальмиваара.
В то же время, вы должны держать свою шляпу. Хаатайнен говорит, что тренируется в среднем по три часа в день. Мальмиваара говорит, что обязательно, но желательно не более того.
– Самое главное для молодых игроков, чтобы они регулярно тренировались.
Успех берет свое
Те, кто достигает музыкальных вершин, являются социально ценными, например, во имя интернационализации и построения национальной идентичности, и остаются таковыми.
Однако выдающийся успех не приходит бесплатно.
После того, как в четверг Хаатайнен позвонил политикам, на перемене он отправился домой в Порвоо, чтобы выспаться и подготовиться к предстоящему учебному дню, но…
– Тогда я не мог пойти в школу в пятницу. Было два концерта, довольно тяжелый и долгий вечер. Я решил, что, может быть, я все-таки останусь дома.
* Какие мысли вызвал рассказ? Обсудить тему можно на 18.4. до 23:00*