В 2022 году хищники нанесли оленеводческой отрасли ущерб на сумму более 10 млн евро. Государство не сможет полностью компенсировать ущерб, оставшаяся часть убытков будет выплачена осенью.
Государство не может полностью компенсировать прошлогодний ущерб от хищников. С 13 апреля оленеводам будет выплачено 74% ущерба, нанесенного хищниками. Оставшаяся часть будет выплачена позже, при наличии денег в дополнительном бюджете правительства.
– Возможный дополнительный бюджет может быть готов в начале июня. Более поздний платеж, вероятно, будет выплачен не раньше августа-сентября”, – говорит Лааникари.
В 2022 году хищники нанесли оленеводческой отрасли ущерб на сумму более 10 млн евро. Наибольший ущерб нанесли росомахи. Комиссия ЕС установила потолок компенсации ущерба от хищников в размере 10 млн евро. Если ущерб превысит этот лимит, Министерство сельского и лесного хозяйства обратится в парламент за дополнительным финансированием.
Лимит компенсации Комиссии ЕС останется на прежнем уровне в течение следующих нескольких лет, несмотря на возросший ущерб.
– Его нельзя поднять в краткосрочной перспективе. В 2025 или, может быть, в 2026 году лимит компенсации может быть выше. До тех пор мы будем действовать в соответствии с потолком платежей в размере 10 миллионов евро», — заявил Лааникари.
Никаких отступлений для росомах в самых неблагоприятных районах
Оленеводы впервые не останутся без полной компенсации. В 2017 и 2018 годах государству пришлось урезать часть компенсации, потому что ущерб стал очень большим. В 2019 году широко обсуждаемый Лекс Халла был удален, и он возместил палискунам, понесшим исключительно крупный ущерб от животных, в три раза больше, чем ущерб, нанесенный северным оленям.
Хотя разрушения в настоящее время находятся на рекордных уровнях, по данным Министерства сельского и лесного хозяйства, ущерб, наносимый крупными хищниками, еще больше возрастет.
– Это точно. Охота на росомах практически полностью предотвращена в районах с наибольшим ущербом, которыми являются природные территории. Там считается, что удаление даже одной росомахи наносит значительный ущерб природоохранным ценностям территории Natura, — говорит Лааникари.
Особенно сложная ситуация в самых северных палискунцах оленеводческого района. Большинство из них принадлежат территориям Natura, а многие палискуны расположены в национальных парках.
– На практике разрешение на освобождение от росомахи не может быть выдано в худших районах, независимо от того, насколько велик ущерб. По словам Лааникари, эти районы с наибольшим ущербом — это, в частности, большие территории Natura и национальные парки на севере.
Предысторией является решение KHO относительно охоты на росомаху в Käsivarre paliskunta в 2017 году. В решении говорилось, что Охотничий центр действовал неправильно, выдавая разрешение на охоту на росомаху в Tarvantovaara, который является частью охраняемой территории Natura 2000. После решения KHO все заявки на получение лицензии на охоту на росомаху должны пройти оценку Natura.
Оленеводы огорчены увеличением популяции росомах
Торненсис описывает, что в этом году «волки» были очень агрессивны.
– Погода была такая, что снег не носит северных оленей, а росомаха. Конечно, количество росомах также увеличилось, потому что разрешения на охоту не выдаются, говорит Торненсис.
По мнению Торненсиса, убитых ваагов, т.е. самок северного оленя, заменить невозможно. Ущерб от хищничества отчетливо ощущается в кошельках оленеводов.
– Мы должны оставить в живых много оленят, чтобы сохранить количество самок северного оленя на прежнем уровне. Росомаха берет самых лучших и тяжелых оленей, которых не носит снег. Это неправда, что это убьет самого слабого человека, говорит Торненсис.
Владелец оленя разочарован тем, что государство не в состоянии полностью компенсировать ущерб животному.
– Это означает, что меньше денег на вождение, пастушество и ежедневное перемещение. Тем не менее, вам следует переехать, чтобы посмотреть, что происходит в лощине, — говорит Юха Торненсис.