Лягушачьи кости, которые, по поверьям, воскрешают нежных и другие странности: в скандинавской магии есть чему удивляться

Амулет Марса и Венеры 1650-х годов.
Амулет Марса и Венеры из книги, опубликованной в 1650-х годах. Первоначально изображение появилось в книге заклинаний XIII века Liber Juratus Honorii. В Финляндии известно пять так называемых черных книг, содержащих магию, заклинания и колдовство.

Книга “Северное колдовство” открывает историю финской и скандинавской магии и колдовства. Исследователь Каролина Коувола говорит, что магическое мышление до сих пор не исчезло из общества.

Уже в 19 веке в Финляндии все еще практиковались кладбищенские обычаи. Считалось, что человеческие кости содержат сверхъестественную силу мертвых или людей.

Например, низкие могилы, животные, рыскающие и раскапывающие почву на кладбищах, и сильные дожди часто приводили к тому, что на поверхность поднимались останки человеческих тел, которые можно было легко и непринужденно переработать. Иногда человеческие кости выкапывали и из самих могил.

Весной, во время посева, кости посыпали на поле, чтобы улучшить рост урожая. Осенью, по окончании сезона сбора урожая, кости возвращали на место упокоения.

Кости, украденные с кладбищ, использовались не только с добрыми целями: они, возможно, также использовались для колдовства и считалось, что они могут превратить человека в безмозглое, похожее на зомби существо, подобное мертвому.

У магии тоже есть свои законы

С точки зрения южной Европы Север всегда был *терра инкогнито*, то есть неведомой землей: колыбелью магии, которую не только экзотизировали, но и временами боялись.

– Поговорки и просторечия часто ссылаются на то, что север – направление ветра зла. Однако в то же время люди отправились в Похьёлу в поисках мифической информации и заклинаний, о которых в остальном мире уже забыли, — говорит Каролина Коувола.

Богослов Каролина Коувола улыбается в камеру.
Религиовед Каролина Коувола ранее уже писала о норвежской богине и королеве воинов, среди прочих.

Книга *Северное колдовство* охватывает различные проявления магии от эпохи викингов через суды над ведьмами до досовременных времен. По мнению Каролины Коуволы, магическое мировоззрение работает по своей логике и законам вне зависимости от эпохи.

– Каким бы хорошим ни был свитер, довольно многие прямо говорят, что нет, спасибо, я не буду носить эту одежду. Это классический пример заразной магии, т.е. считается, что от человека можно подхватить что-то необъяснимое, от чего он заболеет или навредит ему, — говорит Коувола.

Точно так же, например, один волосок характеризует в магическом мышлении всего человека, и достаточно одного выпадения волос, чтобы причинить зло и вред.

Кропница и могильный крест в Карелии, Вена.
Кропница и похоронный бюро в Виенской Карелии в 1943 году. Строение, похожее на ферму, подтверждает связь покойного с этим миром.

Лягушки, похороненные в маленьких гробах

Неотъемлемая часть магии включает заклинания и магию, которая также имеет жуткие черты.

Магия ухаживания была популярна, потому что общество характеризовалось семьей и ориентацией на отношения. Были предприняты попытки провести лемменностатус, в том числе с помощью ритуала, при котором в лягушке сначала протыкали дырки, а затем мех животного выбрасывали в муравейник. Когда муравьи съели плоть лягушки, кости ее перемололи, испекли в хлеб и сказали:

*Поставила пирог в духовку*

*ваш торт, чтобы съесть,*

*мой мужчина, чтобы получить.*

В древней Финляндии лягушка также ассоциировалась с другими магическими свойствами. Еще в начале 20 века лягушек помещали в крохотные гробы по четко определенной инструкции, которые закапывали, например, возле амбаров для сохранения здоровья скота. Гроб должен был быть из ольхи или сосны, а лягушачьи лапки связывались красной нитью как символ крови и жизни.

Во многих домах также была домашняя змея, которая приносила удачу, а в колодце могла клюнуть щука. С другой стороны, с ними вы можете подумать о том, что в конечном счете было волшебством, а что нет, напоминает Коувола.

– Здравый смысл подсказывал, что если щука плохо себя чувствует в колодце, то и воду использовать не стоит. Иногда определения волшебства приходят извне: мы думаем, что щука в колодце — это волшебная вещь, хотя это практическое решение и повседневная привычка, — говорит Каролина Коувола.

Различные телесные обряды также часто считались магическими вещами в Финляндии. Прикосновение к менструальной крови женщины, например, могло гарантировать мужчине, идущему в лес, удачу: менструальная кровь ассоциировалась с силой женщины, т.е. силой.

– Сильная толпа была замечена в менструальной крови и молоке, что указывало на то, что вы находитесь по другую сторону повседневной реальности. Роды когда-то были рискованным событием, которое повлияло на баланс общества, в том числе на грудное молоко. Менструальная кровь, с другой стороны, понимается как ворота между предками и этим миром, продолжает Каролина Коувола.

Женщина-ведьма катается на метле.  Открытка Альберта Жозефа Пено.
Женщина-ведьма едет на метле. Открытка Альбера Жозефа Пено.

Линимент от новорожденных детей

В охотничьем и аграрном обществе, например, предпринимались попытки защитить домашний скот с помощью заклинаний и магии. Самые искусные хозяйки могли создать себе в помощь существо по имени пара, которое использовалось, например, для кражи счастья, связанного с молочными продуктами, т.е. благополучия животных, например.

17 век был золотым веком судебных процессов над ведьмами, и пара также могла ассоциироваться с шабашем ведьм. Женщин осуждали на процессах ведьм за то, что они с помощью знахарки отдали удачу соседки дьяволу.

– Худшая модель объяснения из всех заключалась в том, что человек, практикующий магию, заключил союз с Дьяволом, т.е. врагом души.

Коувола вспоминает, что сдерживание судов над ведьмами было очень сильным.

– Если бы вы прослыли в обществе злой ведьмой, вы могли бы очень легко оказаться в суде. Плохую репутацию усугубляли ругательства и угрозы, связанные с колдовством. В худшем случае после невинных властных слов кому-то вдруг стало плохо, так что ждал зал суда.

Охота на ведьм в Море, Таалаймаа.  Немецкая гравюра на меди 1670 года.
Охота на ведьм в Море, Даларна. Немецкая гравюра 1670 года.

Не все обвинения в колдовстве тонули, как нож в топленом масле, но духовенство и власти тоже рассматривали их критически.

В 18 веке в суде уже не обязательно верили, что человек использовал метлу, чтобы подмести шляпу ведьмы, и что его кожа была смазана мазью, одним из ингредиентов которой были новорожденные дети. Или что во время секс-оргий все участники должны были целовать анус рогатого дьявола.

Колдовство переместилось в Интернет

Богатые и разнообразные магические традиции финского общества никуда не исчезли. В прошлом считалось, что в мире есть только определенное количество счастья, поэтому не стоило хвастаться своим счастьем перед другими, чтобы кто-нибудь не завидовал и не случилось что-то плохое.

Этот тип мышления, даже основанный на скромности, все еще актуален в Финляндии. В Иванов день снова творится колдовство, а в Новый год отливается олово. Коувола задается вопросом, действительно ли верят в отливку олова и действительно ли верили в подобные вещи в прошлом мире.

– Раньше разжигали костры, чтобы ведьмы не видели, как дым летит и падает с неба. Другое дело, считалось ли, что ведьм с их лютнями можно встретить в полях. В то время это убеждение не обязательно было абсолютно конкретным, размышляет Каролина Коувола.

В настоящее время колдовство и магия преуспевают, особенно в социальных сетях.

– Магическая деятельность всегда находит новые способы и технологии существования. Колдовство и магия никогда и никуда не исчезали.

Также послушайте дискуссию Kulttuuriykkönen на эту тему: