Все новые железнодорожные линии в Финляндии, скорее всего, будут строиться с более узкой колеей, чем нынешняя. Это позволит европейским железнодорожным компаниям получить доступ в Финляндию.
Отправляясь с железнодорожного вокзала Оулу в сумерках, шведский ночной поезд проезжает через всю Швецию в течение ночи, прибывая рано утром прямо в центр Стокгольма. Оттуда путешествие можно продолжить на поезде до Берлина, Гамбурга или любого другого города центральной Европы.
Это произойдет, если Финляндия перейдет на европейскую колею.
В то же время, новое железнодорожное сообщение сделает северных финнов менее зависимыми от авиасообщения из Хельсинки-Вантаа, поскольку поезд будет доставлять их в остальную Европу через Швецию. Европейская комиссия хочет перевести как можно больше пассажирских перевозок на железную дорогу, и многие железнодорожные компании восстанавливают ночные поезда.
Цель комиссии состоит в том, чтобы к концу десятилетия уже треть пассажиров и грузов в международном сообщении перемещалась по рельсам.
Новые линии уже запланированы для европейских поездов
Для всех новых железнодорожных соединений, запланированных в Финляндии, предусмотрено проложить известковый путь с финской шириной колеи 1524 мм и европейской шириной колеи 1435 мм. Так что разница составляет почти девять сантиметров.
Кохтамяки говорит, что это повышает интерес европейских железнодорожных компаний к открытию движения в Финляндии, поскольку парк не нужно проектировать и модифицировать для соответствия финской железнодорожной сети.
Первые европейские поезда могут ходить по Суомираде в 2040-х годах, вместо этого пересадку между Торнио и Раахе можно было сделать быстрее, всего за несколько лет. По мнению Комиссии, изменение в Финляндии можно проводить поэтапно, и проекты должны быть экономически обоснованными.
– Менять всю сеть железных дорог в Финляндии в ближайшее время не имеет никакого смысла. Но вы должны увидеть, есть ли другие связи, которые могут принести дополнительную пользу, считает Хололей.
Среди новых линий можно было бы сделать первую пересадку на Суомираду между Хельсинки и Тампере и продолжить основную линию в направлении Оулу.
– Было бы логичнее всего начать с основной линии, которая на сегодняшний день является самой загруженной железнодорожной веткой, а затем продолжить тонкую ветку, например, в направлении Ювяскюля и Вааса, – говорит Тимо Кохтамяки.
Обеспечение надежности снабжения Финляндии
Нападение России на Украину ускоряет планы Финляндии по переходу на европейскую колею.
В текущей ситуации с политикой безопасности желательна альтернатива судоходству по Балтийскому морю, если морское движение по какой-либо причине заблокировано. В то время часть грузовых перевозок будет переведена на рельсы через Торнио в Нарвик в Норвегии и далее в Центральную Европу по шведской железнодорожной сети.
– Если мы посмотрим на надежность поставок и на то, что Финляндия и Швеция вступят в НАТО, европейский калибр принесет дополнительную пользу, – напоминает Хенрик Хололей.
Начало движения поездов между Финляндией и Швецией станет возможным в конце следующего года, когда будет завершена электрификация линии между Кеминмаа и Торнио. Уже сегодня на пути можно использовать тепловозы, но движения мало.
Крупные железнодорожные проекты, реализуемые в Европе
Для Финляндии наиболее значимым европейским железнодорожным проектом является железнодорожное сообщение Rail Baltica, частично финансируемое ЕС. В настоящее время строится трасса протяженностью около тысячи километров из Таллинна через Балтику в Варшаву. Начало движения поездов по новой линии возможно в начале 2030-х годов.
Северный конец линии переместится на железнодорожную станцию \u200b\u200bпод аэропортом Хельсинки-Вантаа, если будет принято решение о строительстве тоннеля длиной 83 км из Таллинна в Хельсинки. В то время вы могли воспользоваться прямым поездом из Хельсинки, например, в Берлин.
Значение Таллиннского туннеля с точки зрения политики безопасности и доступности Финляндии возросло в связи с нынешней войной.
– Атака России на Украину вызвала размышления о том, что было бы хорошо, если бы у нас была одна колея по всей Европе. В долгосрочной перспективе Украина также переводит свои железные дороги на европейский стандарт, продолжает Хенрик Хололей.
Помимо Финляндии и стран Балтии изменение ширины колеи распространяется на Испанию и Португалию.
Миллиарды евро на проведение преобразований
Протяженность железнодорожной сети Финляндии составляет почти 6000 километров, и переход на европейскую колею обходится дорого. Помимо липового рельса, должны быть перепроектированы все технические системы пути, такие как электрификация и зубчатые передачи, а также должны быть выполнены работы по модификации на платформах станций.
К началу апреля Министерство транспорта и коммуникаций завершит расчеты стоимости конверсионных работ в Финляндии.
В ближайшее время Европарламент и Совет, состоящий из государств-членов, обсудят предложение Комиссии о переходе на европейскую колею.
Если будет принято решение об изменении ширины колеи, работа растянется на годы.
*Обсудить тему можно на 24.3. до 23:00*