Сяде Кальпио, 22 года, учится на социального работника, работая в центре дневного пребывания – таких, как она, нужны тысячи, но цель, вероятно, невыполнимая

К 2030 году двое из трех сотрудников детских садов должны иметь квалификацию воспитателя или социального работника. Текущий уровень подготовки недостаточен для удовлетворения этой потребности.

Он получил постоянную работу вскоре после окончания профессионально-технического училища. Сейчас, работая, она учится на социального работника по работе с детьми младшего возраста. Кальпио считает, что это будет большим подспорьем в ее работе.

– В течение двух дней я размышлял, стоит ли возвращаться в школу еще раз. В конце концов, это было легкое решение”, – говорит Кальпио.

По всей стране существует потребность в тысячах специалистов по дошкольному воспитанию, таких как Кальпио, которые заинтересованы в получении высшего образования.

Согласно закону, к 2030 году две трети персонала каждого детского сада должны иметь высшее образование. В каждой группе должна быть одна няня и два воспитателя дошкольного образования или воспитатель и социальный работник дошкольного образования и няня. Сейчас минимальный уровень — это один учитель и две медсестры.

Новая цель может оказаться невозможной.

Детский инструктор Сэде Кальпио.
Сяде Кальпио работает детским воспитателем в Ориматтила. Параллельно с работой она учится на социального работника в области воспитания детей младшего возраста. В наших детских садах по всей стране требуются еще тысячи высококвалифицированных специалистов.

Кева: нехватка воспитателей детских садов так же остра, как и нехватка нянь

Промышленность уже страдает от нехватки рабочей силы. Согласно отчету, опубликованному государственной пенсионной страховой компанией Keva в марте, в настоящее время не хватает более 6000 воспитателей детских садов.

По словам Кева, нехватка воспитателей в детских садах столь же остра, как и нехватка медсестер в здравоохранении. В их прогнозе нет никаких признаков улучшения ситуации в ближайшие десять лет.

По оценке муниципального объединения, в 2030 году в детских садах нашей страны по-прежнему будет не хватать более 5000 специалистов.

– Наш расчет основан на предположении, что уровень охвата дошкольным образованием будет увеличиваться по сравнению с текущим уровнем в соответствии с целью. Цель состоит в том, чтобы поднять уровень участия до скандинавского уровня, примерно до 90 процентов. Тогда понятно, что специалистов по дошкольному воспитанию будет недостаточно.

Муниципалитеты пытаются решить проблему нехватки рабочей силы с помощью университетов

Аналогичные мероприятия были запущены в разных регионах страны.

В Пяйят-Хяме, помимо Сэде Кальпио, предложением воспользовались еще двадцать нянь. Сейчас муниципалитеты настраивают аналогичное сотрудничество с Университетом Ювяскюля на предмет возможности подготовки учителей дошкольного образования. Объем обучения социальных работников считается достаточным.

– Если этот уровень удается поддерживать каждый год, этого должно быть достаточно. Например, в системе дошкольного образования в Лахти работает около 600 учителей и медсестер. Этого количества достаточно, но нам придется изменить фокус, чтобы в будущем учителей и социальных работников было примерно на сто больше, чем сейчас», — говорит Харью, директор отдела дошкольного образования в городе Лахти.

Детский воспитатель Сэде Кальпио играет с ребенком в детском саду.
Закон требует, чтобы две трети сотрудников детских садов имели высшее образование к 2030 г. Нынешний уровень образования недостаточен для выполнения закона.

Закон в движении?

Лахтинен из муниципалитета скептически относится к тому, достаточно ли привлекательности обязанностей социального работника для того, чтобы в будущем достаточно студентов подали заявки на обучение в университетах прикладных наук. Лахтинен говорит, что количество заявок на обучение социологов уже уменьшилось.

По его словам, причин несколько. Во-первых, социальные работники, окончившие школу к концу июля этого года, будут последними, кто получит право на преподавательскую работу. У них может быть высокий порог для подачи заявки на должность социального работника, где зарплата может быть на добрую сотню евро ниже, чем у воспитателя дошкольного образования, в зависимости от муниципалитета.

Лахтинен задался вопросом, возможно ли создать достаточно привлекательное описание работы для социальных работников дошкольного образования, чтобы диплом университета прикладных наук был успешным в конкурсе на поступление в университет.

– Когда в будущем в детских садах будет три профессиональные группы: работники по уходу за детьми, учителя и социальные работники, муниципалитетам может быть сложно создавать значимые задачи, которые достаточно различаются, чтобы не было дублирования. Принимая закон, возможно, они не продумали до конца, что разумно заставить этих трех сотрудников делать в группе, размышляет Лахтинен.

Руки маленького ребенка опираются на корзину.  На заднем плане ящик для игрушек.
Помимо нехватки квалифицированного персонала, существует риск ненужной волокиты для сотрудников детских садов.

Работа, которая ждет выпускника

Ассоциация муниципалитетов очень положительно относится к тому, что муниципалитеты позволяют тем, кто работает на постоянной основе, больше учиться. Это считается хорошим подспорьем в сокращении нехватки рабочей силы.

Морковь также доступна для сотрудников. Город Ориматтила оплачивает обучение Сэде Кальпио в открытом университете, и он может учиться более трех часов в неделю в рабочее время. Самая главная награда ждет, когда учеба будет завершена с отличием.

– Через два года я получу временную должность социального работника на этом рабочем месте, а когда мы получим свидетельство об обучении, нам обещают постоянную работу, – радует Сяде Кальпио.