МТ приняло участие в международном расследовании, выявляющем недостатки в контроле за лесопользованием. Вы можете проверить себя в сюжете, сможете ли вы оценить, к чему, например, привела незаконная вырубка леса?
Леса вырубаются в Финляндии и во всем мире ускоренными темпами.
Служба доставки Yle MOT совместно с международной сетью поставщиков разработала способы контроля использования древесины.
В дополнение к законам были учреждены два добровольных, ориентированных на рынок лесных сертификата. В Финляндии к ним относится большая часть коммерческих лесов.
Крупнейшие лесные сертификаты PEFC обещают покупателям изделий из древесины, что леса управляются устойчиво и что ценные природные объекты не уничтожаются.
Согласно отчету МТ, в Финляндии также имеются пробелы в надзоре за лесными сертификатами.
Даже судебные решения остаются незамеченными. Нарушения правил сертификатов часто рассматриваются внутри компании, а результаты проверок не публикуются. Проблемы, выявленные в публичных отчетах, могут вообще не упоминаться.
Проект Deforestation Inc., возглавляемый журналистской сетью ICIJ, нашел компании по всему миру, которые сохранили свою сертификацию, несмотря на серьезные экологические проблемы, связанные с этими компаниями.
Международная организация PEFC считает полученные данные единичными случаями.
В Финляндии нам также напоминают, что в отношении лесозаготовок сообщается об очень небольшом количестве нарушений.
Департамент Министерства транспорта Yle исследовал контроль за использованием лесов, изучив информацию, предоставленную природоохранным органам, аудиторские отчеты надзорных органов, а также судебные решения и запросы о проведении расследований, направленные в полицию.
Незаконная вырубка не всегда должна предаваться гласности
В Финляндии лесные преступления очень редко заканчиваются осуждением.
Лесное преступление наказуемо только в том случае, если охраняемый законом лес уничтожен умышленно или по грубой неосторожности.
В отчете МТ появилось несколько примеров, когда прокуратура или полиция прекращали расследование, когда преступник заявлял, что он причинил ущерб.
Согласно правилам сертификата PEFC, уничтожение охраняемого законом леса должно упоминаться как нарушение законодательства в надзоре только в том случае, если оно становится приговором районного суда.
В отчете МТ было обнаружено шесть судебных решений за 2019–2022 годы и одно решение, касающееся несанкционированного дренажа, вынесенное региональным административным органом. Во всех них лес, охраняемый сертификатом, обрабатывается незаконно.
Только одно из этих решений упоминается в общедоступных отчетах о контроле сертификатов.
Серьезных отклонений практически нет
Основная идея лесных сертификатов понятна. Продавцы леса и предприятия, покупающие древесину, обязуются следовать критериям устойчивого лесопользования, которые они определяют сами. Если они будут нарушены, будут последствия.
Если это происходит неоднократно и систематически, результатом является серьезное отклонение от критериев сертификата. Это может привести к потере сертификата.
В публичных отчетах аудиторов PEFC из года в год повторяются одни и те же мелкие нарушения, противоречащие сути обещания об ответственности.
Небольшие отклонения, т. е. недочеты, отмечаются из года в год в водоохранных и защитных полосах водоемов, в оставлении спасательных деревьев для птиц и насекомых, в оформлении обязательных актов лесопользования.
Тем не менее, повторные небрежности не считаются серьезными нарушениями сертификата, т.е. отклонениями.
Это связано с масштабами контролируемых территорий. Нарушений выявляется мало, и они сопоставляются с большим количеством рубок при надзоре.
Аудит основан на выборке. Аудиторские визиты не могут охватить всю территорию, официальный надзор также не является всеобъемлющим.
Покупатель древесины всегда несет ответственность
Расследование МТ выявило проблемы с регистрацией всех крупных компаний.
Смягчающим фактором в деле является тот факт, что компания сама довела до сведения Metsäkeskus подозрение в вырубке заповедных лесов.
Сертификат Stora FSC проверен DNV Business Assurance. Согласно ему, решение не должно быть сообщено как аномалия.
Сотрудник MetsäGroup был оштрафован пару лет назад за вырубку охраняемого законом леса. Благодаря сертификату FSC компания гарантирует, что не использует нелегально вырубленную древесину.
Вердикт не остался незамеченным аудитором компании. Pitkänen-Arte оценивает, что в будущем они будут фиксироваться незначительным отклонением или вниманием аудитора.
Разве вырубка небольших, но охраняемых законом из-за биоразнообразия, бессмысленна по сравнению с общим объемом вырубки?
— Ни одно из названий не означает, что они неважные, но они прямо не пишутся как серьезное отклонение в проверках, — говорит Питканен-Арте.
Pitkänen-Arte говорит, что групповая сертификация PECF, которая охватывает почти все коммерческие леса в Финляндии, и три комитета, которые ею управляют, имеют большое значение для лесного сектора.
– В этих комитетах царит атмосфера открытости, мы смеем говорить о своих ошибках совершенно открыто, в атмосфере доверия. Это большая сила в PEFC.
– Другое дело, конечно, что система сертификации определяет, какой объем информации выкладывается на всеобщее обозрение. Там, в аттестационной комиссии в PEFC, вопросы обсуждаются гораздо более открыто, чем то, что зафиксировано в этих аудиторских отчетах.
В частности, сертификат PEFC подвергается критике за то, что лесовладельцы, т.е. МТК и промышленность, следят за собой в нем.
Контроль намеренно усложнен
Мониторинг лесных сертификатов осуществляют аудиторские компании.
Контролируемая компания, например, лесная компания или лесовладелец, проводит тендеры на аудиторские компании.
В Финляндии и на финском языке мало аудиторов, осуществляющих надзор за лесной сертификацией PEFC. Вот почему из года в год одни и те же люди руководят лесом и промышленностью.
Это проблема независимости. Также сложно оценить надежность работы аудиторов, так как аудиторы публикуют только сводки результатов своего надзора.
Аудит также полностью основан на том, что сама отрасль определяет критерии для сертификатов.
В 21 веке несколько критериев были ослаблены. Тимо Сойнинен из аудиторской компании Kiwa Inspecta говорит, что занимается лесной сертификацией с 90-х годов.
– Тогда ревизору удалось установить, что закон сейчас нарушен. Потом те, кто составлял стандарты, стали считать, что должен быть хотя бы районный суд или еще кто-то.
Незаконная вырубка леса и запрещенный тик
40 международных СМИ из 27 стран с осени изучали мировые лесные сертификаты.
Сеть поставщиков ICIJ, где компания нарушила экологические нормы, несмотря на то, что она взяла на себя сертификат глобальной ответственности.
Древесина импортируется в Центральную Европу от компаний, обвиняемых в незаконных рубках в Румынии, через Италию и Польшу.
Журналистская сеть ICIJ изучила официальные отчеты и судебные документы, касающиеся компаний как минимум в 50 странах.
Ким Карстенсен, глава международной организации FCS (Forest Stewardship Council), ответил на критику в интервью ICIJ и Немецкой радиовещательной корпорации. По его словам, организация вмешивается в нарушения, как только они выявляются.
– Мы хороший бренд во многих отношениях. Однако мы не утверждаем, что один только добровольный сертификат может решить многоуровневые проблемы, такие как вырубка лесов.
– В идеальном мире правительства несли бы большую ответственность за защиту лесов, – говорит Карстенсен.
Международная организация PEFC письменно ответила на вопросы сети поставщиков.
– Надежность PEFC и других сертификатов неоднократно оценивалась, – пишет менеджер по связям с общественностью Торстен Арндт.
МТ обсуждает устойчивое управление лесами в своем документальном фильме «История уничтоженного леса».
*Вы можете комментировать статью до вторника 7.3. до 23:00.*