Наряду с Роальдом Далем и Джеймсом Бондом комиксы Дона Розы также были сочтены читателями слишком подозрительными.
Из детской продукции Даля были удалены или изменены разделы, связанные с ожирением, полом, психическим здоровьем, этнической принадлежностью и цветом кожи. Например, слово «черный» больше не относится к монстрам-тракторам, впервые появившимся в книге 1970 года «Сказочный мистер Фокс». Теперь монстры выглядят «жестокими» и «убийственными». Количество таких изменений исчисляется сотнями.
Модификации сделаны на благо воображаемого идеального гражданина
– Это всегда делалось. Нет неотредактированной реальности, которой мы следуем. Если взять переводы классических детских книг, например, то переводы «Алисы в стране чудес» и «Дон Кихота» делались с ХХ века в условиях морали и педагогики каждой эпохи.
Общество финской литературы когда-то хотело подвергнуть цензуре и «Кантелетарту» в надежде, что книга подойдет и для развлечения дам из правящего класса.
Подобная тенденция жива и процветает и в современной Финляндии.
– В Финляндии родился какой-то прекрасный идеальный гражданин, которого мы хотим воспитать и которым каждый хочет стать. Однако его так никто и не встретил. Это миф, освящающий педагогическое благородство: все делается во имя идеального гражданина и на благо идеального гражданина.
Восприятие добра и зла, конечно, постоянно меняется, но, по словам Кая Экхольма, следует избегать презентизма.
– Не очень-то получается судить о прошлом по настоящему – редактировать историю, убирая расизм и этнические группы, чтобы все выглядело чище.
Объединенный контент продается лучше
По словам Кая Экхольма, причиной такого рода сигналов добродетели в основном является коммерциализм и его максимизация.
– Дисней был напуган расистским шумом, но то, что нам кажется моральной цензурой, кажется по большей части коммерческой адаптацией и связано с честным получением коммерческой прибыли. Чем нерелевантнее и разбавленнее контент, тем лучше бизнес.
По словам Кая Экхольма, скрывать работы, признанные сомнительными в соответствии с действующим стандартом, бесполезно.
По мнению Кая Экхольма, например, детей следует обескураживать, а не защищать, когда дело касается книг. Кроме того, речь идет о контексте, то есть контексте, в котором представлено, например, насилие.
– В обычном доме люди постоянно убивают: дети предаются убийствам в играх, а формулы загоняют так сильно, что кажется, что дух уходит. В жизни действительно есть насилие, но когда кто-то во имя искусства делает что-то хоть немного похожее на это, то это совершенно ужасно. Умные люди понимают, что иногда порно — это порно, а иногда — художественная эротика. Или, по крайней мере, этому виду контекстуализации следует обучаться.
Кай Экхольм отмечает, что даже если вы думаете иначе, нынешний цензурный бум также по-своему пересекается со свободой слова.
– Меня не очень беспокоит текущая ситуация: неотъемлемая часть свободы слова в том, что она проверена и испытана. Переиздания Роальда Даля вызвали бурные споры, и в результате издательство, как правило, публиковало как оригинальные, так и новые версии книг. Именно так работают свобода слова и плюрализм.