Литературные произведения снова подвергаются цензуре как работа — по мнению исследователя, расизм и моральная цензура также направлены на то, чтобы делать бизнес.

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда держит пистолет.
Легендарный Джеймс Бонд в исполнении Шона Коннери. Книги Яна Флеминга о Бонде теперь переделываются в более современные версии.

Наряду с Роальдом Далем и Джеймсом Бондом комиксы Дона Розы также были сочтены читателями слишком подозрительными.

Из детской продукции Даля были удалены или изменены разделы, связанные с ожирением, полом, психическим здоровьем, этнической принадлежностью и цветом кожи. Например, слово «черный» больше не относится к монстрам-тракторам, впервые появившимся в книге 1970 года «Сказочный мистер Фокс». Теперь монстры выглядят «жестокими» и «убийственными». Количество таких изменений исчисляется сотнями.

Черно-белый портрет британского писателя и поэта Роальда Даля, смотрящего в камеру и держащегося за руки
Британский писатель Роальд Даль. Монтаж авторской постановки также вызвал раздражение у его коллег: Салман Рушди назвал процесс «абсурдной цензурой» в Twitter.

Модификации сделаны на благо воображаемого идеального гражданина

– Это всегда делалось. Нет неотредактированной реальности, которой мы следуем. Если взять переводы классических детских книг, например, то переводы «Алисы в стране чудес» и «Дон Кихота» делались с ХХ века в условиях морали и педагогики каждой эпохи.

Элиас Лённрот на черно-белом фото
Сборник народной поэзии «Кантелетарта» (1840 г.), составленный Элиасом Лённротом, когда-то хотели изменить, чтобы он подходил дамам королевской семьи.

Общество финской литературы когда-то хотело подвергнуть цензуре и «Кантелетарту» в надежде, что книга подойдет и для развлечения дам из правящего класса.

Подобная тенденция жива и процветает и в современной Финляндии.

– В Финляндии родился какой-то прекрасный идеальный гражданин, которого мы хотим воспитать и которым каждый хочет стать. Однако его так никто и не встретил. Это миф, освящающий педагогическое благородство: все делается во имя идеального гражданина и на благо идеального гражданина.

Восприятие добра и зла, конечно, постоянно меняется, но, по словам Кая Экхольма, следует избегать презентизма.

– Не очень-то получается судить о прошлом по настоящему – редактировать историю, убирая расизм и этнические группы, чтобы все выглядело чище.

Объединенный контент продается лучше

По словам Кая Экхольма, причиной такого рода сигналов добродетели в основном является коммерциализм и его максимизация.

– Дисней был напуган расистским шумом, но то, что нам кажется моральной цензурой, кажется по большей части коммерческой адаптацией и связано с честным получением коммерческой прибыли. Чем нерелевантнее и разбавленнее контент, тем лучше бизнес.

По словам Кая Экхольма, скрывать работы, признанные сомнительными в соответствии с действующим стандартом, бесполезно.

Джордж Оруэлл в студии BBC в 1940 году.
Книга-антиутопия Джорджа Оруэлла «1984», опубликованная в 1949 году, подверглась цензуре в нескольких странах. Беларусь ввела запрет на продажу книги еще в прошлом году.

По мнению Кая Экхольма, например, детей следует обескураживать, а не защищать, когда дело касается книг. Кроме того, речь идет о контексте, то есть контексте, в котором представлено, например, насилие.

– В обычном доме люди постоянно убивают: дети предаются убийствам в играх, а формулы загоняют так сильно, что кажется, что дух уходит. В жизни действительно есть насилие, но когда кто-то во имя искусства делает что-то хоть немного похожее на это, то это совершенно ужасно. Умные люди понимают, что иногда порно — это порно, а иногда — художественная эротика. Или, по крайней мере, этому виду контекстуализации следует обучаться.

Кай Экхольм отмечает, что даже если вы думаете иначе, нынешний цензурный бум также по-своему пересекается со свободой слова.

– Меня не очень беспокоит текущая ситуация: неотъемлемая часть свободы слова в том, что она проверена и испытана. Переиздания Роальда Даля вызвали бурные споры, и в результате издательство, как правило, публиковало как оригинальные, так и новые версии книг. Именно так работают свобода слова и плюрализм.