Исторические ценности были насильно отняты у саамов, и в итоге они оказались в правящих «кабинетах редкостей».

Старинные саамские орудия в коллекции музея.
Замечательная коллекция старинных саамских предметов быта и ценности была неожиданно обнаружена в хранилищах Музея европейских культур.

Коллекция старых саамских предметов была найдена на складе берлинского музея. Артефакты собирали под страхом смертной казни и использовали для развлечения правителей.

В Музее европейских культур в Берлине стартовал исследовательский проект, целью которого является изучение истории коллекции саамских предметов, найденных на складе музея. Коллекция хранилась более ста лет в музейных хранилищах и никогда не выставлялась в музее на всеобщее обозрение.

– В этой коллекции есть очень старые предметы. Есть предметы места жертвоприношения, т.е. предметы, собранные коллекционерами с мест жертвоприношения, которые могут датироваться 15 веком. Кроме того, есть два священных барабана и старинный рунический календарь, вероятно, XVII века.

Объекты приобретались частично под принуждением и даже под угрозой смертной казни. Была применена сила, потому что предметы могли иметь большое значение для их саамских владельцев.

– Да, из музейных дневников и записок коллекционеров видно, что довольно часто это было что-то вроде полусилы. Но в случае с этими священными бубнами, например, речь может идти о грабеже и насильственном захвате. Людей заставляли в суде сдавать эти священные предметы под угрозой лишиться жизни.

Интерес к саамским святыням объясняется тем, что священники и миссионеры заставляли саамов отказаться от старых верований и обратиться в христианство в 17-18 вв.

– Само по себе это очень странно. В то время как сами саамы были отлучены от мировоззрения, с которым связаны эти барабаны и их использование, они были собраны в Европе для восхищения состоятельных людей, знати и королевских особ.

Редкая, обширная и значительная коллекция

Эва-Кристина Нюландер считает коллекцию, найденную в Берлине, исключительно обширной. Он включает в себя более тысячи предметов.

– За пределами скандинавских стран и России берлинская коллекция является крупнейшей в Европе. Такого же уровня достигает только саамская коллекция музея MARKK в Гамбурге, которая также насчитывает более тысячи предметов.

– Что ж, это определенно важно, когда знаешь историю и военную историю Финляндии и сколько саамских артефактов было утеряно. Однако в коллекции есть такие старые предметы, что значение, безусловно, больше, чем то, о чем мы можем даже думать на данный момент.

Эва-Кристина Нюландер также считает, что предметы коллекции имеют большое историческое, но и духовное значение.

– Есть такое наследие, которое духовно очень значимо. В музеях мира осталось всего около 70 таких священных барабанов, и, к сожалению, только четыре из них принадлежат саамским музеям. Их можно считать как вообще говоря, так и духовно очень ценными.

Фасад Музея европейских культур в Берлине.

– В коллекции есть жертвенные предметы, такие как рога северного оленя, о значении которых у нас не было информации. Так же в коллекции есть ложки из рога с резными узорами. Теперь мы знаем, что оно описывает принадлежность к семье. На семейную принадлежность также указывают рыболовные сети и их деревянные поплавки, на которых выгравированы маркировки.

Саамская коллекция Музея европейских культур в основном была собрана в период между 1880 и 1929 годами. Объекты оказались в Берлине в результате множества различных событий, — говорит Эева-Кристина Нюландер.

– Например, те барабаны входили в состав прусской Кунсткамеры, то есть когда-то находились во владении князей или правителей, а потом со временем попали в музейные коллекции. Предметы повседневного обихода также были принесены в эти кабинеты редкостей, которые хранили дворяне.

Пока неизвестно, будет ли коллекция возвращена Сами. По словам директора музея Элизабет Титмейер, его следует выставлять там, где он производит наибольшее впечатление.

– Понятно, что место предметам не в музейных хранилищах. Я не вижу причин, по которым коллекция не может остаться в Берлине, но она должна быть представлена \u200b\u200bпублике. Тем не менее, я думаю, что саамский народ должен решить, как будет представлена \u200b\u200bколлекция, и поэтому мы должны работать в тесном сотрудничестве с саамскими музеями.

Головной убор старой саамской женщины.

Марьо-Риитта Рантамяки, хранитель коллекции саамского музея Сиида, говорит, что у музеев саамского региона еще не было времени обсудить будущее коллекции, так как исследовательский проект начался только в начале декабря.

Тем не менее, есть хороший опыт репатриации Национальным музеем Финляндии, т.е. возвращения предметов их первоначальным владельцам.

– Это имело большое значение для саамской общины. Существует также вероятность того, что объекты могут быть репатриированы в цифровом виде, и в этом случае можно будет получить эту информацию об объектах, даже если объекты конкретно не переданы нам.

По словам Рантамяки, с точки зрения использования коллекции и изучения предметов, безусловно, было бы лучше, если бы коллекция была возвращена саамам.

– Конечно, у нас были бы совсем другие возможности, если бы коллекция была доступна саамскому народу и предметы можно было бы изучать вместе с саамской общиной. Наверняка этот вопрос будет обсуждаться в ходе проекта.

* Сюжет основан на радиорепортаже журналистки Маарит Луккаринен из Берлина. Вы можете прослушать его полностью на Yle Areena по ссылке ниже.*