«Турандот» Национальной оперы подверглась критике за шаблонную постановку. Свое мнение по этому поводу высказал главный дирижер Ханну Линту.
Вишневое дерево редко становится предметом культурных дебатов, но это может случиться.
В основе дискуссии лежит написанный в «Турандот» ориентализм, действие которого происходит в сказочном Китае. Премьера произведения состоялась в 1926 году, когда на Западе были в моде экзотические и сказочные изображения восточных культур.
В рассматриваемой опере события описываются более или менее европейскими глазами, стереотипными для Востока, в зависимости от конкретных постановочных решений.
«Постановка «Турандот» вряд ли может быть более клишированной, чем эта»
В своей критике Хаутсало уделял больше внимания бурным отношениям между постановкой Национальной оперы и ориентализмом. Неспроста, ведь в инструкции к произведению отдельно сказано, что режиссер сейчас пытается отсеять устаревшие наслоения исполнительской традиции. Таким образом, Национальная опера осознает потенциальные подводные камни этой работы.
– Жаль, что постановка \”Турандот\” вряд ли может стать более клише, чем это, – признал в своей оценке Хаутсало.
Главный дирижер не переваривает критику ориентализма
Главный дирижер Национальной оперы, дирижировавший премьерой «Турандот», не переварил критику ориентализма со стороны Лийсамайи Хаутсало.
Сначала дирижер отмечает, что «историю Турандот можно найти в старинных персидских сборниках сказок, где она попала в сказочную сокровищницу Средней Азии, Китая и даже России».
– «Экзотика» в данном случае создается культурами, с которыми, по мнению Хаутсало, Пуччини имеет дело «посредством негативных стереотипов», – гремит Линту.
Кроме того, дирижер заявляет, что не понимает, откуда у Турандот негативный стереотип.
– В жестокости главной роли? Или в том, что режиссер ставит на сцене вишневое дерево? Я считаю такое мышление обратным расизмом.
Огненное явление
Работа Саида положила начало тенденции, называемой постколониальной критикой, которая получила как значительную поддержку, так и резкую критику.
За несколько десятков лет мы не ушли далеко от дерева. Взаимодействие между Востоком и Западом до сих пор остается изменчивым явлением.
– Для меня ориентализм означает огромное богатство, а не культурный колониализм, который по-новому окрашивал и вдохновлял западное искусство, – пишет Линту в своем обновлении.
Все 11 оставшихся спектаклей «Турандот» в Национальной опере распроданы.
*Послушайте подкаст Майстери Линдгрена, в котором, среди прочего, рассказывается о событиях показа «Турандот» на Оперном фестивале в Савонлинне в 2018 году:*
* Может ли вишневое дерево, стоящее на оперной сцене, быть ориентализмом и, следовательно, формой расизма? Обсудить ниже.*