С Матти Пиетари Ярвиненом через социальные сети связался дизайнер одежды из США. Это положило начало дискуссии об авторских правах, которая продолжалась несколько месяцев.
– У меня немного дрожат руки, говорит Ярвинен.
Ярвинен ждал прибытия этой коробки более двух месяцев. Посылка, отправленная из США, содержит почти все, что осталось от странного клубка, продолжающегося уже несколько месяцев.
В коробке обнаруживается красочная блузка, и Ярвинен на мгновение теряет дар речи.
– Вернулась какая-то вера в человечество. Я должен попробовать это.
О чем именно?
Свяжитесь с нами в социальных сетях
Матти Пиетари Ярвинен продает свое изобразительное искусство, например, в форме NFT. Мартинес купил одну из работ Ярвинена.
NFT означает *не взаимозаменяемый токен*. NFT — это технология криптовалюты, которая относится к цифровой коллекционной «валюте», такой как произведение искусства или картина.
– При покупке NFT покупатель получает цифровую копию произведения. Он не получает права пользователя, они остаются у художника, объясняет Ярвинен.
Через некоторое время последовал сюрприз: Мартинес прислал Ярвисену в социальных сетях эскиз рубашки с напечатанным на ней своим искусством.
– Я сказал ему, что у него нет к ней доступа. Он понимал, что после покупки NFT он также получил права на произведение, — говорит Ярвинен.
Он говорит, что уточнил вопрос у дизайнера и отправил ему юридический текст для уточнения авторских прав. В конце концов, Мартинес, похоже, принял позицию Ярвинена по этому вопросу.
Работы представлены на Неделе моды
Мартинес по-прежнему продолжал работать над своей коллекцией. В сентябре она представила одежду с искусством Ярвинена на Неделе моды в Нью-Йорке в рамках показа, организованного журналом Anastasia Magazine.
– Он человек действия, – утверждает Ярвинен.
По его словам, на этом этапе они еще работали в согласии, и Ярвинен заранее знал, что работы будут представлены на неделях моды.
Неделя моды в Нью-Йорке проходит каждый год в феврале и сентябре и является одним из крупнейших модных событий в мире.
Yle видел обмен сообщениями между Мартинесом и Ярвиненом. Контакт продолжается уже несколько месяцев.
Yle связалась с Мартинесом через социальные сети. Судя по его ответу, кажется, что они расстались. Сообщение, отправленное Мартинесом, показывает, что он не хочет комментировать детали дела и разочарован действиями Ярвинена.
Имя отсутствовало
По словам Ярвинена, они заключили неофициальное соглашение о том, что Мартинесу будет разрешено изготовить партию одежды из одиннадцати предметов для продажи.
– Потом дело пошло посерьезнее. У него была идея, что он выведет художников на первый план своими собственными работами. Однако этого не произошло, по крайней мере, в социальных сетях, потому что мое имя нигде не читалось.
По словам Ярвинена, Мартинес не понимал, в чем дело. Дизайнер одежды подумал, что это только к лучшему, что искусство Ярвинена демонстрируется на крупных модных мероприятиях.
– Это отличная вещь. Мне просто ни к чему, если мое имя нигде не упоминается.
По словам Ярвинена, он надеялся только на известность, а не на финансовую выгоду от сотрудничества.
Последний штапель
Ярвинен говорит, что позже Мартинес попросил его нарисовать волка для благотворительного аукциона. Вскоре после этого Ярвинен говорит, что увидел изображение волка, напечатанное на предмете одежды. Это было последней каплей.
– Мое имя больше нигде не фигурировало. Я не на неделе моды, чтобы посмотреть, упоминается ли где-нибудь мое имя. Моя единственная реальность — это то, что я вижу в социальных сетях», — говорит Ярвинен.
Он говорит, что сотрудничество дуэта закончилось, когда Мартинес не согласился с письменным соглашением, которое потребовал Ярвинен об условиях сотрудничества.
По словам Ярвинена, большинство изображений одежды, основанной на творчестве Ярвинена, были удалены из социальных сетей Мартинеса после прекращения сотрудничества. Несколько упоминаний о них все еще можно найти в социальных сетях Мартинеса.
Конец сотрудничества стал для Ярвиса облегчением. Тем не менее, это также раздражает.
– В какой-то степени я разочарован тем, как все прошло, – говорит Ярвинен.
В итоге осталась только картонная коробка с красочной курткой внутри. Ярвинен купил у Мартинеса в общей сложности три предмета одежды. Остальные двое еще в пути.
– Деньги часто встают между людьми. Он, безусловно, тоже неплохой человек, — говорит Ярвинен.
Это явление существует
Художники связались с Кувасто из-за полученных запросов. Kuvasto — это организация авторских прав для художников в области визуального искусства.
– Художники задаются вопросом, как им следует подходить к этому, – говорит Нильссон.
По его словам, искусство в формате NFT подлежит авторскому праву так же, как и другие произведения.
– Коммерциализация искусства в форме НФТ не лишает художника экономических и моральных прав на собственное творчество.
По словам Нильссона, это явление касается и сферы искусства на международном уровне. Законодательство об авторском праве было гармонизировано таким образом, что его основные принципы согласованы во всем мире. Однако законодательство не признает NFT как отдельный способ использования произведения, говорит Нильссон.
По его информации, авторские права на искусство в формате NFT рассматривались в суде как минимум в Великобритании и Китае, но не в Финляндии. Матти Пиетари Ярвинен говорит, что в настоящее время он не обращается в суд.