Выставка Почтового музея “Добрые детские журналы” отражает идеальные ценности взрослых. В первые десятилетия независимой Финляндии от детей ожидали трудолюбия и уважения к своей стране.
– Учительница первого класса раздала нам, ученикам, таблицы для чтения *Аку Анкка*. К ним прилагался купон на подписку, и, конечно же, мы должны были получить журнал”, – говорит Элкеля.
*Aku Ankka* начал появляться в Финляндии в 1951 году и представлял собой новую культуру для детей и молодежи. Он был международным, ориентированным на Америку и красочным. Фактически, именно с Аку и другими мультфильмами закончился золотой век финских детских журналов. Времена уже отличались от тех, когда дед перелистывал *Пяскинен*.
Кари Элькеля собрал десятки тысяч журналов и теперь, выйдя на пенсию, сосредоточился на их изучении и систематизации. У коллекционера есть старый складской сарай в Сахалахти, где он сейчас вместе с сыновьями складывает стопки листьев и коллекционных предметов. Одних только листьев насчитывается более 20 000.
Дом, религия, страна и немного красивой природы Финляндии
Выставка *Kiltit lastenlehdet* начинается с первых лет 20-го века. В молодой Финляндии детей хотели вырастить счастливыми плотниками, порядочными гражданами.
По словам Элькеля, после обретения независимости в газетах стали делать упор на трудолюбие и трезвость.
– Ранние детские журналы полностью делали взрослые, – напоминает Элкеля.
Журналы представляют детей милыми, трудолюбивыми помощниками матери и отца, беспощадными товарищами и золотыми самородками, которые полагаются на Бога.
Гендерные роли стабильны. Девочки улыбаются с бантиками на головах, а мальчики скатываются с горки в лыжных шапочках.
Была надежда, что журналы приведут молодых людей к хорошим увлечениям и домашним делам, ведь молодые люди, конечно, уже умели играть в малекс, журналы с водой и бездельничать.
В первые годы независимости журналы часто имели скромный вид. По словам Элькеля, одно и то же изображение на обложке можно было использовать в десяти журналах подряд. Все крупные издательства выпускали собственные журналы для детей. Кроме того, было широкое поле организаций и членских журналов организаций.
Красочные обложки рождественских журналов очаровывают
Оба художника были особенно известны своими рождественскими образами. Рождественские журналы, предназначенные для детей, были более замечательными, чем повседневные публикации.
– Рождественские журналы в основном были сказочного содержания. По словам Элкеля, обычно в группе была хотя бы одна религиозная история.
Зрительный мир, видимый детьми, еще долгое время после войн был довольно бесцветным и скудным. Лишь у немногих были красочные игрушки, красивая одежда и богато украшенные дома. Ходить в кино или театр могли в основном только состоятельные горожане.
Волшебные обложки рождественских журналов и, например, картинки Glossy были настоящим сокровищем.
Гитлер марширует на обложке детского журнала
Крупные социальные изменения неизбежно отражались и в публикациях, предназначенных для детей. Во время войны детей часто заставляли работать в качестве рабочих, а организации, организующие рабочих, также издавали журналы, чтобы поощрять и вовлекать молодежь.
И у Suojeluskunta, и у Lotta Svärd были свои журналы для молодежи. На обложке журнала *Sotilaspoika*, выставленного в Postimuseo, Маннергейм и Гитлер в сапогах.
– В то время это было такое медийное событие, что оно было во всех газетах, в том числе ориентированных на детей, – говорит Кари Элькеля, имея в виду визит Гитлера на 75-летие Маннергейма 4 июня 1942 года.
После войн детский мир постепенно становился менее беззаботным. В детских журналах гуляли милые и красочные фигурки животных. *Студент* поощрял поиск информации и участие в викторинах.
Большая часть детских журналов зачахла из-за отсутствия покупателей и подписчиков.
Для *Aku, Tex* и *Korkeajannitys*, например, *Nasta*, которая тоже публиковала карикатуры, тоже произвела фурор. Журнал поощрял своих читателей к созданию собственных небольших клубов Насти. Молодежь не поощряли сходить с ума в своих клубах.
Кари Элькеля говорит, что его жена в подростковом возрасте основала клуб под названием «Наста-пимут».
– Однако через редакцию журнала это не прошло. Они предложили более традиционное название фермы, например, Nasta-tytöt, смеется Элькеля.
Сегодня среди детских журналов доминирует «Коулулайнен», который начал выходить в 1945 году. Бумажная версия по-прежнему выходит раз в месяц.
Выставка «Добрые детские журналы» открыта в музее почты Ваприика до 5 марта.