Сектор культуры восстанавливается хорошими темпами после эпохи коронавируса, когда можно было организовать лишь ограниченное количество мероприятий. 2022 год стал для многих даже рекордно хорошим.
Прошлой весной сфера культуры наконец-то избавилась от коронных ограничений и начала возвращаться к нормальной жизни.
Yle разослал крупнейшим учреждениям культуры опрос о том, как прошел год и как они оправились от коронакризиса.
На основании ответов были предприняты попытки вернуться на поверхность из карьера. Однако это потребовало расширения, сохранения и реорганизации того, что сделано.
Теперь вы уже можете видеть луч света.
Положительными последствиями пандемии стали жажда культуры и потребность в опыте.
Рекордный год с музейной картой
Музейная карта удалась. С начала года по ноябрь было зафиксировано рекордное количество посещений музейных карт — 1,6 млн, это больше, чем когда-либо прежде.
До короны в 2019 году было примерно на 200 000 посещений меньше.
В этом году любимыми направлениями стали Amos Rex и Музей современного искусства Kiasma в Хельсинки, а также выставочный центр WeeGee в Эспоо.
Художественный музей Синебрюхова в этом году установил рекорд посещаемости. В декабре лимит в более чем 90 000 посетителей музеев был превышен.
Одна из любимых выставок – *Под вишней – японские ксилографии*.
Количество посетителей сайтов Национального музея Финляндии поднялось до докоронавирусного уровня.
В этом году посетителей было более 180 000. Это более чем на 60 процентов больше, чем в прошлом году, когда все здание музея было закрыто на четыре месяца из-за ограничений, связанных с коронавирусом.
На концертах атмосфера на высоте
Музыкальная индустрия также выбралась из коронной дыры.
Летом, после долгого времени, мы должны были пойти на фестиваль и использовать билеты на концерт, которые мы купили давным-давно. Прошедшее лето стало фестивальным летом всех времен из-за его обильных предложений.
Осенью было организовано больше концертов, чем когда-либо прежде.
Билеты на несколько концертов в клубах и на аренах, организованных компанией Live Nation летом и осенью, уже распроданы.
Различные организаторы говорят, что публика чувствовала жажду впечатлений: исполнители были воодушевлены, а атмосфера на концертах была исключительно высокой.
Знакомые и безопасные продажи в театре
Продажи билетов в Городской театр Турку этой осенью пошли даже лучше, чем в годы до пандемии.
Также в Театре Тампере «продажа билетов прошла очень хорошо».
Публика теперь хочет отдохнуть с комедиями и мюзиклами. В театре Тампере говорят, что клиенты хотят быть уверены, что могут хорошо провести время, и не хотят делать рискованный выбор.
– Если у клиентов не хватает денег, жизнь неспокойна и мир угнетает, знакомый и гарантированный опыт привносит в жизнь позу и ритм, – продолжает он.
Осенний сезон спектаклей в Городском театре Хельсинки уже давно организован без ограничений, вызванных вирусом короны. Уровень заполняемости был хорошим, а продажи групп и компаний почти вернулись к прежнему уровню.
Радость диско-музыки *Priscilla, Queen of the Desert* была магнитом для кассовых сборов театра, заполняя зрительный зал ночь за ночью.
Удачный год в национальной опере и балете
– Нам ужасно повезло. Публика нашла нас, и наша заполняемость составила 90 процентов.
Аншлаговые спектакли осени включали *Ромео и Джульетту, Валькирию, Невинность, CircOpera и Щелкунчик и Мышиный король*.
– Я считаю, что культура приносит людям надежду, а также необходимые моменты отдыха в этой мировой политической ситуации, – говорит Гита Кадамби.
Он подчеркивает важность общего опыта и переживаний.
– Вы не можете испытать это через Интернет.
Финансовая поддержка условие существования
Несколько субъектов в сфере культуры заявляют, что поддержка короны, полученная во время пандемии, помогла сбалансировать экономику. Для многих это было абсолютной предпосылкой существования.
В Национальном театре напоминают, что эта поддержка была использована, поскольку в начале года не разрешалось проводить театральные представления.
Деньги нужны были, в том числе, на дополнительные расходы, вызванные переносом премьер и продлением графика репетиций.
В этом году компания Tampere Työväen Teatteri получила в общей сложности 900 000 евро на поддержку короны, и это сыграло важную роль в обеспечении непрерывности операций.
Городской театр Хельсинки заявляет, что особенно важна последняя выплата стипендии, выплаченная в апреле, потому что в январе-феврале не было спектаклей вообще.
Том Круз снялся в фильме
Эпоха коронавируса переполняла кинотеатры. Премьеры приходилось снова и снова откладывать, и в итоге количество зрителей у некоторых фильмов оставалось скромным.
– Это помогло Finnkino пережить трудные времена, вызванные ограничениями короны.
Теперь он выглядит ярче и для фильмов.
В осенний сезон у отечественных фильмов было вдвое меньше зрителей, чем до короны.
Самым популярным отечественным фильмом был *Mielensäpahoitat Eskortti iämäsä*. К началу декабря его посмотрели почти 200 000 зрителей.
Покупка билета может добавить к счету за электроэнергию
Эпоха коронавируса оставила свой след на потребителях культуры.
Всех организаторов мероприятия объединяет одно наблюдение: люди по-прежнему осторожно покупают входные билеты.
Решение принимается и билет покупается только непосредственно перед мероприятием. Поэтому предварительная оценка количества посетителей еще сложнее.
– Люди бронируют билеты заранее, но они не всегда материализуются в виде покупок, – подтверждает Отсо Каутто, театральный директор Tampere Työväen Teatter.
Также наблюдается изменение популярности групповых туров.
Люди уже не ходят в театр большой компанией с таким энтузиазмом, как до короновируса. Причины, указанные группами, – цены на автобусные поездки, которые подгоняются еще более дорогим бензином.
– Сказывается страх перед финансовым кризисом. Многие из группы путешественников живут в сельской местности и явно с нетерпением ждут следующих счетов за электричество. Такие конкретные вещи влияют на нас, резюмирует Каутто.
Наблюдение Городского театра Турку также состоит в том, что покупатели билетов обеспокоены ростом стоимости жизни, и поэтому покупка билетов рассматривается более тщательно.
Однако театральный режиссер Отсо Каутто с оптимизмом смотрит в будущее.
– Я не волнуюсь и с интересом жду, что произойдет.