Пакет, согласованный в Монреале, был признан амбициозным и успешным, но всегда есть возможности для улучшения. Йоханнес Блом, журналист, следивший за ходом встречи на месте, анализирует ход переговоров.
Быстрое облизывание и бурные аплодисменты. Текст Монреальской конференции по природе, над которым работали до поздней ночи, был окончательно принят через несколько секунд после того, как часы пробили 3.34 утра по местному времени.
Надежды и ожидания перед встречей были высоки как никогда – в том числе и для китайского председателя. В течение четырех лет подготовки руководство Китая неоднократно подвергалось критике. Теперь, в Монреале, давление, требующее успеха, усилилось.
Усилия ООН, направленные на то, чтобы остановить потерю биоразнообразия, в прошлом неизменно терпели неудачу. Ни один из целевых показателей, установленных в Японии в 2010 году, не был полностью выполнен, и к тому времени, когда календарь перевернулся к сроку 2020 года, процесс утраты природы не остановился и даже замедлился.
Corona отложила самое важное экологическое совещание десятилетия на два года, перенесла переговоры на дистанционные встречи и замедлила подготовку. Делегации, сидевшие вчера вечером в зале, знали, что держат в руках бомбу замедленного действия.
Многие африканские страны, особенно Демократическая Республика Конго и Камерун, выразили свое недовольство решением увеличить финансирование сотрудничества в целях развития.
Страны надеялись, что половина дефицита финансирования в размере 200 миллиардов долларов США будет покрыта за счет финансирования из богатых стран. В окончательном решении суммы составили менее трети от желаемого.
Африканские страны посчитали, что быстрое решение китайского председательства одобрить соглашение игнорирует их возражения. Секретариат совещания оценил, что в решении были соблюдены требуемые правила, так как официальных возражений против утверждения не было или, по крайней мере, не было времени их подать.
Понятно, что они хотели закончить пакет, который готовился четыре года. Громкие аплодисменты в основном говорили об общем состоянии воли, но заставляли замолчать один из центральных принципов международного принятия решений.
«История запомнит это», — сказал конголезский представитель после избиения. Вопрос о том, насколько успешной будет реализация соглашения, если доверие к справедливому судопроизводству в международной дипломатии пошатнулось, повисло в воздухе.
Министр окружающей среды Демократической Республики Конго Эве Базайба заявила на следующий день после переговоров, что страна не принимает текст. Страна намерена проинформировать генсека ООН о своей позиции.
Числа, числа, числа
Пакет, разработанный в ходе переговоров, в целом был хорошо принят, но также вызвал критику.
Куньминско-Монреальское соглашение направлено на то, чтобы остановить утрату природы и повернуть природу, потребляемую и обремененную человечеством, на путь восстановления, но насколько правильно поставленные цели ведут нас к этим прекрасным идеям?
Еще до встречи соглашение широко сравнивали с Парижским соглашением по климату. Сходства между статьями связаны с коммуникативными преимуществами и числовыми символами. Цель защиты в 30 процентов, согласованная в Монреале, может считаться своего рода эквивалентом цели Парижского соглашения в 1,5 градуса.
Однако согласованные в настоящее время рамки не являются юридически обязывающими, как Парижское соглашение. Не существует механизма, с помощью которого стороны могли бы быть принуждены к принятию дополнительных мер, если цели грозят выйти из-под контроля.
Когда знаешь историю борьбы с утратой природы, пакет, зависящий от доверия и веры, легко вызывает пессимистический подтекст и страх, что в третий раз не скажут правду.
Оптимизм наполняла конкретность текста – по крайней мере, по сравнению с целями 2010 года, – которые ЕС и Финляндия в его составе озвучивали на протяжении всех переговоров. В текст были вписаны числовые цели, такие как увеличение финансирования, защита, восстановление, борьба с вредными чужеродными видами и сокращение вредных для природы субсидий.
В частности, эти сочинения получили широкое признание и были признаны ценными шагами к жизни в гармонии с природой.
Реализация целей, поставленных в Аити в 2010 году, почти полностью провалилась. Единственные проблески света были связаны с теми целями, которые были четкими и содержали числа.
Но есть и обратная сторона медали: у некоторых целей не было цифр или четких сроков, например, в записи о прекращении вымираний, вызванных деятельностью человека.
В соглашении недостаточно внимания уделяется роли чрезмерного потребления как движущей силы утраты природы. Они хотят побудить людей сделать выбор в пользу рационального потребления, сократить глобальный след потребления к 2030 году и вдвое сократить пищевые отходы.
Но окольные выражения поощрения или поощрения оставляют лазейки и могут способствовать неудаче.
Что представляет собой так часто обсуждаемая цель 30/30?
Поскольку цель в основном связана с числами, давайте сначала создадим обзор чисел.
Более 70 процентов площади земной поверхности составляют океаны, размеры которых сложно представить так, чтобы человек мог их по-настоящему воспринять.
В соглашении Куньмин-Монреаль отдельно упоминаются морские и сухопутные территории, из которых 30 процентов подлежат защите. Моря также упоминаются как часть 30-процентной цели восстановления.
В предыдущих целях защита морских акваторий оставалась на значительно более низком уровне, всего 10 процентов. Многие опасались во время переговоров, что защита морей снова будет ослаблена.
Однако существует значительная проблема, связанная с океаном, которую необходимо решить за другими столами ООН. Большинство океанов являются международными водами. Страны ООН давно ведут переговоры по соглашению об открытом море, но безуспешно. Переговоры продолжатся в марте 2023 года.
Несколько удивительно, что внутренние воды также были упомянуты в природоохранных целях. Финский WWF посчитал это ценным, поскольку, согласно последнему индексу «Живая планета», в Финляндии особенно угрожают пресноводным экосистемам.
Охрана 30 процентов земельных площадей означала бы, если судить только по площади поверхности, что все леса мира будут защищены. Это просто сравнение, так как площадь суши включает в себя другие ценные для природы местообитания.
Цель сохранения, представленная в соглашении, включает в себя другие методы сохранения, кроме строгого сохранения, то есть создание национальных парков или заповедников. Что касается целей охраны, то мы также говорим о зонах отдыха и лесах, которые также могут частично использоваться в хозяйственных целях.
По-прежнему существует проблема с целью сохранения 30 процентов, которые будут достигнуты немедленно, в районах проживания коренных народов и местных общин.
В цели защиты упоминается признание и соблюдение прав коренных народов и местных сообществ, но в ходе переговоров народы выразили озабоченность тем, будет ли это реализовано на практике.
Неправительственная организация Avaaz надеялась на еще более жесткие природоохранные цели. По мнению организации, к 2030 году правительства должны прислушиваться к науке и защищать половину планеты.
Несмотря на то, что четыре года работы позади, путь не в конце, а в начале. Падение молотка, ударенного ночью по столу, бессмысленно, если оно не запускает цепную реакцию, когда страны мира начинают применять только что сформулированные цели в принятии своих национальных решений.
Решение проблемы утраты природы требует глобальных действий, но конкретно проблемы решаются на местном уровне. Окружающая среда должна быть защищена и восстановлена \u200b\u200bтам, где она существует.
Если это действие не будет предпринято глобально, через десять лет мы снова окажемся у нас во рту, выбирая новые пути — если на них еще останется время.
В любом случае, цели, поставленные сейчас, определяют амбициозный путь, и мир вправе гордиться решениями, принятыми здесь, в Монреале.