Хели Лааксонен благодарна за то, что энергетический кризис заставил людей изменить свое потребительское поведение в более разумном направлении. В качестве гостя на Yle Friday к Лааксонену присоединился сотрудник онлайн-полиции Даниэль Калеяйе.
*Летом жарко, зимой холодно. В Сатакунте, где я живу. Что вы видите в воде?
– По своей природе я старомодный человек. Не в смысле использования всего, что попадается под руку, а в смысле попытки обойтись как можно меньшим. Лааксонен описывает себя Риксу.
Старый деревянный дом Лааксонена в Раума Лапландия имеет вытянутую форму, и зимой в четырех из семи его комнат холодно.
– Я тоже думаю, что это очень много, когда вы живете вдвоем в трех комнатах, – говорит Лааксонен.
– Вполне естественно, когда живешь в деревне, видна смена времен года, холода и тепла. Летом жарко, а зимой холодно.
Внутреннего туалета в доме нет, а душ тоже на улице.
– Зачем тебе возиться с водой внутри? У нас есть душ, встроенный в старую кухню для крупного рогатого скота, куда поступает горячая вода. Когда вы прошли 20 шагов по обледенелому двору, вы чувствуете благодарность.
В качестве совета по энергосбережению Лааксонен рекомендует выкопать, например, знакомые по настольной игре Alias \u200b\u200bминутные песочные часы. Это ветерок в душе.
– Одной минуты слишком мало, мне нужна еще одна, – говорит Лааксонен.
– Почему так получилось, что исходной точкой является то, что вода в душе вытекает на четверть дюйма? Возможно, это стало излишним. На мой взгляд, мы сейчас возвращаемся к чему-то более разумному: никаких бессмысленных трат, никакого нытья, но и не суетиться.
“Мне есть что сказать, а ты не читаешь”.
Лааксонен не пользуется смартфоном, но у него есть мобильный телефон. Его легко можно брать с собой в лесные походы, потому что он имеет свойство теряться. Он использует социальные сети на планшете, но не более часа в день.
Когда смартфоны стали более распространенными, скачки продаж книг стали снижаться такими же темпами. Некоторые люди полностью отказались от книг и переключились на социальные сети. Это заставило поэта задуматься.
– Меня мотивирует то, что есть читатели. Иногда, когда я показываю кому-то свою последнюю книгу, а они отвечают, что я на самом деле не читаю, мне кажется, что я несу кому-то письмо, а они отвечают, что я на самом деле не читаю. Хм! Я тебе написал, у меня дела, а ты не читаешь, — объясняет Лааксонен.
– Тем не менее, я надеюсь, потому что люди постепенно начали замечать, что социальные сети немного нервируют и однообразны.
Обучался новой профессии
Пандемия короны прервала публичные выступления Хели Лааксонен весной 2020 года. Именно тогда он решил подать заявку на обучение в качестве консультанта по природе и окружающей среде.
Наряду с сокращением продаж книг, у него появилась новая профессия после двух лет учебы, но Лааксонен по-прежнему любит писать. И когда он пишет, это всегда течет.
– Я не хотел доходить до того, что я буду дуться дома или вздыхать там, говоря о, о, как это дошло до этого. Я удивляюсь, как я могу двигаться вперед мысленно, даже если все стоит на месте.
– Многие взрослые и молодые люди, да и вообще все люди не дошкольного возраста, думают, что товар и статус, приносимый товаром, – это все. Технически 12-летнему ребенку ни для чего не нужен смартфон, потому что все социальные сети запрещены для лиц младше 13 лет, отмечает Каледжайе.