На сегодняшний день многие из приоритетов коренных народов включены в текст РКИК ООН, но многие страны все еще находятся в поиске своей политики в отношении коренных народов.
Коренные народы составляют 5% населения мира, а 5% мирового биоразнообразия проживает в районах, населенных коренными народами.
Хотя невозможно отнести различные культуры коренных народов к какой-либо строгой категории, сохранение разнообразия является признаком бережного отношения народов к природе.
В РКИК ООН представители коренных народов имеют право выступать и, при поддержке государств, могут предлагать поправки к тексту. Однако они не пользуются никакими реальными правами на принятие решений.
На данный момент идея не реализуется в ООН, хотя, по словам Холмберга, коренные народы имеют более сильные позиции в вопросах, связанных с биоразнообразием, чем, например, в переговорах по климату.
На уровне выступлений на встрече была признана ценность коренных народов. До сих пор многие приоритеты коренных народов включены в текст – по-прежнему заключены в квадратные скобки, что означает, что стороны не достигли согласия по вопросам.
– Многие страны-члены все еще пытаются найти подход к коренным народам. Пока рано говорить, чем это закончится. Работа все еще продолжается, по оценкам Холмберга после недели переговоров.
“Более 30% территории мира уже находится под защитой”
Цель сохранения 30/30 стала самой важной темой Монреальского собрания по охране природы, которая, как надеются, будет соответствовать цели 1,5 градуса Парижского соглашения.
Цель означает, что к 2030 году 30 процентов суши и морской поверхности нашей планеты будут защищены. Цель является чисто числовой и не рассматривает качественные аспекты защиты.
Многие коренные народы негативно относятся к заповедникам. Например, Канада, принимающая встречу, на протяжении всей своей истории изгоняла коренные народы с пути своих проектов национальных парков, и есть и другие подобные примеры. Создание охраняемых территорий часто затрудняло традиционный образ жизни коренных народов.
– Из-за этого страха люди не хотят официального природного парка или чего-то подобного, – говорит Холмберг.
По словам Холмберга, коренные народы хотят привнести в переговоры новый подход: принять образ жизни коренных народов как часть сохранения природы.
В 2021 году группа Консорциума ICCA, выступающая за природоохранную деятельность под руководством коренных народов, опубликовала отчет, согласно которому более 30 процентов площади земного шара уже были бы защищены, если бы в расчеты были включены территории, населенные коренными общинами.
По словам Холмберга, было убедительно доказано, что традиционное природопользование коренных народов является способом защиты природы, и многие исследователи подчеркивали особый опыт местных народов в области охраны природы.
– Традиционные способы использования природы являются традиционными, потому что они устойчивы. В тех районах, где сохранились традиции, использование природы находится в гармонии с грузоподъемностью, говорит Холмберг.
Холмберг подчеркивает качество природоохранных мероприятий и соблюдение прав коренных народов.
Количественная цель, необходимая в Монреальском соглашении, сама по себе не исключает рассмотрения качественных аспектов охраны, если этот аспект может быть зафиксирован, например, в показателях, используемых для мониторинга реализации охраны.
Учитываются ли коренные народы в охране природы Финляндии?
По словам Холмберга, есть много разных опытов в этом вопросе. Рассмотрение саамов в рамках природоохранных соглашений касается не только стран Северной Европы, но и Европейского Союза, поскольку саамы являются единственным официально признанным коренным народом в регионе ЕС.
Большая часть саамов на финской стороне находится под какой-то охраной: здесь есть территории Natura 2000, природные парки и национальные парки.
Однако Холмберг критикует тот факт, что приоритеты саамского народа недостаточно учитываются в вопросах сохранения, и описывает управление как идущее сверху вниз.
– Мы в основном играем роль комментаторов в этих различных природоохранных мероприятиях.
Самый известный пример Холмберга о противоречиях природоохранной деятельности с саамской культурой связан с сохранением лосося тенойоки. Вопрос сложный:
Запасы атлантического лосося в реке значительно сократились, и в ответ Финляндия и Норвегия в 2012 году запретили любительский лов рыбы и использование стоячих снастей в основном русле и притоках Тенойоки. Запрет продолжался и прошлым летом.
По словам Холмберга, полный запрет на вылов лосося поставит «фермы Тено в мертвую хватку». Холмберг заявляет, что лосось должен быть защищен, но цена не может быть аннулированием прав саамского народа.
– Охрана природы не может быть отделена от прав. Следует принимать во внимание традиционное использование и его важность для сохранения и культуры саамов.
Одной из возможностей для открытия вопроса можно считать убийство двух зайцев одним выстрелом.
Борьба с вредными чужеродными видами является важной частью сохранения биоразнообразия. Есть опасения, что горбуша, которая быстро размножилась, будет распространять инфекционные заболевания и нарушить нерестовую железу атлантического лосося в Тено.
Предстоящим летом усмирение атлантического лосося будет сохранено, но промысел горбуши может быть направлен на контроль и контроль ее постоянно растущей популяции.
Горбуша может нарушить экосистему Тено весьма жутким образом: вид живет всего два года, а после нереста рыбы погибают в реках, где и гниют.
Если популяция продолжит расти и в ближайшие годы в Тено появятся сотни тысяч горбатых китов, питательные вещества, распространяющиеся от их гниющих туш, начнут значительно эвтрофировать реку.