Восстановление популяции озерной форели, находящейся под угрозой исчезновения, может занять до десяти лет, и до сих пор нет никаких гарантий.
Численность мальков озерной форели, находящейся под угрозой исчезновения, в Партакоски Савитайпале не увеличилась.
На пробном электрическом лове, проведенном этой осенью, в пяти порогах было найдено всего три малька форели.
В течение нескольких лет в Партакоски ведется мониторинг численности озерной форели. Численность детенышей всегда была низкой.
Птенцов, переживших свое первое лето при электропробной ловле, должно быть много, потому что у птенцов длиной всего 5–10 см высока смертность. Только очень немногие детеныши вырастают до полного размера и возвращаются на место своего рождения для нереста.
Партакоски, расположенные в Савитайпале в Южной Карелии, а также близлежащие Саунакоски и Кярнякоски в прошлом году были отремонтированы, чтобы сделать их более подходящими для озерной форели.
Установлены ограничения на рыбалку
Несмотря на малочисленность молодняка, мастер рыболовства Веса Ваннинен не очень разочарована результатом.
– Ожидания еще не были слишком высокими. Обычно это длинные проекты. По словам Ваннинена, даже если количество мальков в одном испытательном промысле велико, это все равно мало о чем говорит.
По его словам, этой осенью на путях восхождения, ведущих в район Партакоски, введены ограничения на ловлю рыбы.
– Эффект станет очевиден только в электролове в следующем году, – говорит он.
Веса Ваннинен считает, что малое количество птенцов связано с тем, что нерестовая мать-рыба не подросла.
Восстановление занимает много времени
В Южной Карелии недавно ликовали по поводу демонтажа плотины Хиитоланйоки в Раутярви. Были получены многообещающие результаты по восстановлению запасов рыбы в Хиитоланхо.
По словам Ваннинена, водоемы нельзя сравнивать друг с другом, потому что в Хиитоланжоэ естественным образом обитают сильные популяции форели и озерного лосося. Этого нет ни в Партакоски, ни где-либо еще в Южной Финляндии.
Это связано с тем, что мигрирующие рыбы, обитающие в Финляндии, во многих местах исчезли из-за деятельности человека.
– Когда на реке Хиитоланхо сняли плотину, на нерест вышли десятки или сотни маток из России. В каком-то смысле это исключительно положительный пример, но, к счастью, такое тоже может случиться, — говорит Ваннинен.
По его оценке, улучшение популяции озерной форели в районе Партакоски может занять 5–10 лет, и уверенных гарантий его успеха пока нет.
Работа все еще продолжается
Мониторинг количества вылупившихся птенцов в Партакоски также будет продолжен в ближайшие годы. Если количество мальков не увеличится, возможно, впереди насаждение озерной форели.
– Однако важно, чтобы форель размножалась естественным образом. По словам Ваннинена, рыбные запасы, выращиваемые на фермах, часто генетически бедны.
Партакоски – небольшой район, и количество нерестящейся форели там никогда не будет большим. По словам Ваннинена, успех был бы, если бы, например, через десять лет в этом районе нерестилось несколько десятков озерных форелей.