Легендарному музыкальному журналу Soundi исполняется 50 лет – первый выпуск спасло содержимое пластикового пакета Сока Лескинена

Легендарному музыкальному журналу Soundi исполняется 50 лет – первый выпуск спасло содержимое пластикового пакета Сока Лескинена

Тимо Канерва, бывший главный редактор журнала Soundi, читает «Sound за барабанами».
Тимо Канерва, возглавляющий компанию Sound уже 38 лет, с ранних лет занимался музыкой. “Я получил свою рок-прививку с помощью граммофонной иглы. Я всегда хотел быть рок-журналистом, я не мог представить себе ничего другого”.

Финская рок-сцена развивалась благодаря сотрудничеству создателей музыки, продавцов и журналистов. На заре существования Sound одни и те же исполнители появлялись на обложке журнала и в списках рассылки.

В декабре 1974 года в Пирккале было сделано предсказание, которое полностью провалилось.

– У меня в ушах звенело от криков финансового менеджера, что через три месяца вы станете банкротом”. Спустя пятьдесят лет трудно предсказать, а в данном случае это было исключительно сложно”, – с ухмылкой говорит Канерва.

Карьера Мусы в итоге оборвалась, но журнал Soundi, основанный в Тампере в январе 1975 года, продолжает существовать.

Тимо Канерва – главный редактор журнала дольше всех. У него было время руководить журналом почти четыре десятилетия, прежде чем он ушел на пенсию в 2013 году.

Звук можно с полным основанием назвать вкладом в развитие всей отечественной рок-культуры.

Рокеры на наклейках

Команда основателей Sound, в возрасте от двадцати до тридцати лет, с самого начала непоколебимо верила в свое дело. Энтузиазма было достаточно, первоначальный финансовый капитал был меньше.

Первый номер журнала едва не остался в типографии Валкеакоски, когда оговоренные деньги на рекламу не поступили вовремя.

Спасителя нашли неподалеку.

Часть рассказа о Джусе Лески в журнале Soundi.
Сок Лескинен был частым автором газет своего родного города. Фото из журнала, подготовленного для выставки Manserock в Музейном центре Ваприикки.

Soundi сразу нашел своих читателей. Заказы стали поступать такими темпами, что потребовалась помощь и в практической работе.

В ток-группе были обнаружены те же имена, что и на обложке журнала.

С самого начала основной идеей было писать обо всех видах финской рок-музыки. Диверсификация отечественной посуды также вызвала трудности с доставкой.

Например, то, что первый сингл Hanoi Rocks стал заголовком в 1980 году, понравилось не всем.

– Вальдемар Валлениус мне очень понравился, узнав, что из такой группы чудаков разворачивается такое большое дело. Но если группа и Муса сработаются, то план состоял в том, чтобы сразу же разогнать их.

Переломный момент 1985

Тимо Канерва стал главным редактором Sound, когда журналу было около шести месяцев.

После многообещающего старта нас ждут более трудные времена. В первые годы 1980-х газета продолжала существовать в основном за счет доходов от книг Soundi, разработанных Канервой.

Середина десятилетия стала переломным моментом.

– В 70-е годы финский рок был еще такой бардак, но внезапно он действительно поднялся на первое место. Восемьдесят пятый год был для нас первым по-настоящему хорошим годом, и именно тогда начались хорошие времена.

В 2012 году Тимо Канерва был удостоен Государственной премии в области журналистики.

В основе пионера музыкальной журналистики хвалили как одного из тех, кто создавал фундамент отечественной рок-культуры.

Для создания фонда требовалось сотрудничество, говорит Канерва. Финскому року нужны были финские рок-медиа, и наоборот.

“Детская музыка” стала экспортным товаром

Отныне почти невозможно понять, как рок-музыку когда-то отвергли как «детскую музыку», говорит Канерва.

Сейчас, по его мнению, отношение изменилось, возможно, слишком сильно.

– Может быть, оно уже ушло на другую сторону. Страницы культуры слишком заинтересованы в том, что хорошо продается. Вместо этого можно было бы интересоваться новой, креативной, функциональной и хорошей музыкой.

Тимо Канерва, бывший главный редактор журнала Soundi, читает «Sound за барабанами».
О жизни рок-музыкантов ходят самые разные истории. А есть ли легенды о жизни рок-журналистов, которые могли бы дожить до наших дней? “Давайте держать язык за зубами”, – говорит Тимо Канерва.

В лучшие годы в Soundi помимо главного редактора работало шесть человек. Службы доставки в Кескусторе были классными.

— Такой местный, — описывает Канерва.

Те дни прошли долгий путь. С 2013 года «Звук» издает компания «Поп Медиа», которая из-за своей политики вознаграждения отошла на второй план, и в журнале работает только главный редактор.

Тимо Канерва вообще не желает комментировать текущую ситуацию в журнале.

Он ушел из Sound через 38 лет и, по его собственным подсчетам, написал от 40 000 до 50 000 страниц.

Если бы у него еще был журнал, рок-мэн выкинул бы камень из заголовка.

– На данный момент, мне кажется, самое интересное то, что существует так много жанров. Есть и фолк-влияния, и отличный джаз, и так далее. На мой взгляд, сегодня журнал должен быть музыкальным, а не рок-журналом.