Государство рассматривает возможность продажи убыточных аэропортов – в качестве покупателей выступают муниципалитеты или даже компании

Государство рассматривает возможность продажи убыточных аэропортов – в качестве покупателей выступают муниципалитеты или даже компании

На фото пассажиры садятся в турбовинтовой самолет Будапештской авиастроительной службы Embraer 120 в аэропорту Хельсинки-Вантаа.  На фюзеляже имеется маркировка «АЭРОЭКСПРЕСС Региональный» и «ЕМБ 120».  Пассажиры поднимаются по лестнице в очереди.
Маршрут между аэропортом Хельсинки и Савонлинной обслуживает венгерская авиакомпания Budabest Aircraft Service.

Первое, что сделало бы государство, – избавилось бы от аэропортов, рейсы в которые нерентабельны, и государство вынуждено покупать регулярные рейсы в них.

В 2030-х годах сеть государственных аэропортов может стать значительно меньше, чем сегодня.

Министерство транспорта и коммуникаций работает с операторами аэропортов над созданием классификации аэропортов, имеющих стратегическое национальное значение. Проект плана “Транспорт 12” был разослан для консультаций.

Аэропорты национального значения останутся в ведении государственной аэропортовой компании Finavia. После 2027 года “Финавиа” сможет постепенно вывести остальные аэропорты.

– Раньше Finavia финансировала внутренние аэропорты за счет доходов Хельсинки-Вантаа, но международный пассажиропоток в Хельсинки-Вантаа значительно сократился, что влияет на способность Finavia покрывать расходы провинциальных аэропортов.

Сокращение сети аэропортов Finavia является частью обновления плана Liikenne 12. Министерство ожидает, что обсуждение закупок авиаперевозок и сети аэропортов активизируется не позднее весны, когда планы будут обсуждаться на промежуточном заседании правительства.

В прошлом году авиасообщение восстановилось, а оборот Finavia вырос до 390 миллионов евро по сравнению с 360 миллионами евро в 2023 году. Камнем преткновения для компании стали потери провинциальных судов.

Особенно речь идет о будущем месторождений в Йоэнсуу, Ювяскюля, Каяани, Кеми-Торнио, Коккола-Пиетарсаари, Пори и Савонлинне.

Государство покупает рейсы в эти аэропорты за десятки миллионов евро. Кроме того, Finavia несет убытки в размере около 20 миллионов евро от содержания этих аэропортов.

Советник по транспорту Министерства транспорта и коммуникаций Кайса Куукасярви говорит, что прогноз дальнейшего развития пассажиропотока аэропорта повлияет на то, войдет ли аэропорт в сеть аэропортов национального значения.

Сторона самолета и аэропорта зимой.  На краю взлетно-посадочной полосы стоит человек в жилете внимания.
Рейсы между Кеми-Торнио и Хельсинки будут субсидироваться государством до 2028 года, если правительство примет решение в ходе весеннего среднесрочного обзора.

Внутренние аэропорты для компаний и муниципалитетов

Месторождения за пределами сети Finavia не обязательно прекратят работу, если, например, провинции продолжат их обслуживать.

Также могут быть созданы компании для продолжения эксплуатации месторождений, и в этом случае владельцами могут стать туристические компании, провинции и города региона.

Мяки напоминает, что, например, месторождения в Лаппеенранте и Энонтекиё уже находятся в муниципальной собственности.

— Многие модели мы берём из Швеции, где подобные решения уже делались раньше, — говорит Кайса Куукасъярви.

Пассажиры садятся в самолет.
Помимо Лаппеенранты, аэропорты Энонтекиё, Сейняйоки и Миккели принадлежат муниципалитету или его акционерному обществу. Летом из Лаппеенранты осуществляются прямые рейсы в Бергамо.

Для аэропортов, которые будут реабилитированы или приватизированы, государство готово выплатить временную государственную субсидию, чтобы новые операторы аэропортов могли сделать перевозки прибыльными на рыночных условиях.

На автобусе, поезде и самолете до Хельсинки-Вантаа

Если прямые рейсы в Хельсинки-Вантаа из какого-либо аэропорта заканчиваются, цель состоит в том, чтобы обеспечить стыковку с другими видами транспорта до ближайшего более крупного аэропорта.

Речь идет о больших изменениях во внутренних поездках.

Генеральный директор Finavia Киммо Мяки говорит, что нынешняя операционная модель воздушного транспорта, при которой каждый аэропорт выполняет прямые рейсы в Хельсинки-Вантаа, замедлила появление различных туристических цепочек.

– Хорошо, что и ЕС, и Финляндия рассматривают возможность использования цифровизации для улучшения возможностей создания туристических цепочек, – говорит Мяки.

Например, поездки на такси, автобусах, поездах и даже рейсы такси можно объединить в одном билете.

Это означало бы, например, что может быть создано замещающее сообщение из Кеми в Оулу, откуда путешествие продолжится рейсом в Хельсинки-Вантаа.

– Трафик концентрируется, благодаря чему пассажиры садятся в самолеты и развивается рыночный трафик.

Аэропорт Энонтекиё.
Компания Redstone Aero, оператор аэропорта Пюхтяа, подала заявку на поглощение аэропорта Энонтекиё.

Частная аэропортовая компания, заинтересованная в аэропортах

Передача аэропортов в частную собственность не является исключением в Европе.

По данным ACI Europe, представляющего европейские аэропорты, до 40 процентов европейских аэропортов имеют частных акционеров, и эта доля медленно увеличивается с каждым годом.

Планы Finavia по приватизации некоторых месторождений интересуют компанию Redstone Aero, владеющую аэропортом в Пюхтяа в Кюменлааксо.

Компания подала предложение о покупке аэропорта Энонтекиё и ведет переговоры о развитии деятельности аэропортов Иисалми и Ханко, чтобы они были пригодны для воздушного движения такси.

По словам Корьюлы, с помощью новых технологий компания сможет эксплуатировать месторождения более эффективно, чем сейчас.

– Дистанционное управление воздушным движением позволит полям работать практически круглосуточно, тогда как сейчас они работают только по прибытии рейсового самолета, – говорит Корьюла.