Финляндия участвовала в Холокосте – Клаус Хярё снял политический фильм о насильственной депортации евреев
Фильм Never Alone, снятый с большим бюджетом, рассказывает историю Абрахама Стиллера, который защищал еврейских беженцев в Хельсинки во время Второй мировой войны.
Хорошо известно о вооруженном братстве между Финляндией и Германией во время Второй мировой войны. Менее известен тот факт, что Финляндия участвовала в Холокосте, вернув в Германию восемь еврейских беженцев и несколько военнопленных.
– Фильм стоит на стороне мира, а это очень важно в наше время”, – говорит Виртанен.
Гуманный и эмоциональный фильм
– По совершенно непонятной причине. За все эти годы я не нашел ни одной причины, кроме той, что кто-то хотел вставить перо в свою шапку и хорошенько попиариться на немцах, предполагаемых победителях”, – говорит Хэрё.
Мысль о том, что Финляндия, таким образом, была непосредственно вовлечена в Холокост, оставалась тревожной.
Проект продвигался медленно, пока другие были в отпуске. Хярё снял фильмы на финском, шведском и эстонском языках и стал одним из самых любимых режиссеров 21 века.
«Единственный в Финляндии автор, который снимает массовое кино», — резюмирует Вилле Виртанен. Другими словами, по-фински: режиссер-художник, который также имеет широкую аудиторию. *Мой любимый капитан* (2022) собрал в кинотеатрах более 100 000 зрителей, *Лучшая из матерей* (2005) — более 200 000 зрителей.
В своих фильмах Харё перескакивал из одного жанра в другой, но красной нитью были человечность и эмоции. Читатели Helsingin Sanomat недавно признали *Postia pappi Jaakobille (2009)* самым трогательным финским фильмом 2000-х годов.
Часто главные герои «Хярё» борются под гнетом враждебной системы. В *Новом человеке* (2007) он рассказал о принудительных стерилизациях со стороны шведского государства, *Мечник* (2015) рассказал о скрипаче, сбежавшем от КГБ.
*Never Alone* позиционируется как часть того же континуума. На этапе написания сценария Харё начал понимать, что снимает политический фильм. Тот, который также рассказывает об этом дне.
– Раз за разом я или \\продюсер Илкка Матила\\ открывали журнал, и там использовались точно такие же фразы о людях, как и в 1930-е годы, например, говорили о массах людей.
“Мужской гений умер от метохео”.
– Да, сделать эпопею с финским бюджетом сложно. Если бы я не потренировался на паре фильмов, этого бы тоже не сделали, – признается Хярё.
Практика показывает, насколько хорошо изучены ограничения. Бульвара 1930-х годов показано ровно настолько, чтобы он выглядел правильно. Другие сцены на открытом воздухе происходят в основном в темных переулках или в дикой местности Лапландии. Мы проводим много времени в тщательно продуманных интерьерах.
Он ссылается не только на структуру, но и на Харё.
– Он очень хороший персональный тренер. Очень мягко приходит сказать, а что, если бы ты сделал это. Другие скажут, что это действительно жестоко.
«Никогда не одинок» — фильм о мире, а мира можно достичь только посредством диалога, — говорит Вилле Виртанен. Во время съемок также был сделан упор на обсуждение и сотрудничество.
Хярё – это Кесьлевский, говорит Виртанен, и это нормально. Всех было видно и слышно во время съемок.
Виртанен ранее критиковал жестокий контроль гениев-мужчин, которые считают, что искусство освящает средства, и отказывался с ними работать.
– Надеюсь, что \”человек-гений\” умер от меня.
Во время съемок фильма «Never Alone» террористическая организация Хамас напала на Израиль. Нападение спровоцировало новый конфликт, в результате которого погибли более 46 000 палестинцев и более тысячи израильтян. По мнению специального комитета ООН, Израиль совершает геноцид.
Ситуация обсуждалась на съемках, поскольку у австрийских членов рабочей группы были родственники в Иерусалиме. Вилле Виртанен подчеркивает, что во мнениях обеих сторон конфликта много «биоразнообразия». Иногда трудно помнить об этом в поляризованном мире.
Повсюду есть небольшие кризисы и разногласия. История, кажется, повторяется, и изменения на уровне системы кажутся невозможными.
Кари Хиеталахти не верит, что человечество извлекло какие-либо уроки из ужасов Второй мировой войны. За несколько дней до интервью в Финляндии говорили о расизме в отношении девочки Люсии.
– Повсюду идут войны, этнические чистки и прочее. Здесь нет места любви. Плохие новости одна за другой. Природа мстит человеку.
По оценкам Вилле Виртанена, человечество развивается «один шаг вперед и шесть шагов назад».
– Время, в котором мы живем, тревожно напоминает 1938 год, довоенный. В наше время каждому необходимо со своей собственной точки зрения прояснить, на чьей стороне истории он стоит.
Надежда все еще должна быть.
Виртанен решил поверить, что действия отдельного человека имеют значение. По его словам, оптимизм — это выбор.
– Нам нужно добраться до отдельных людей, которые принимают решения. Иногда сознание меняется. Иногда направление меняется.