В программе «Последнее слово» обсуждались отношения между влиятельными лицами в социальных сетях и журналистскими СМИ.
– Это, например, отсутствие навыков критического чтения? «Кто-то в редакции HS прочитал эту статью», — подумал Салми.
Салми сослался на статью, опубликованную Helsingin sanomati, которая была подписана рядом влиятельных лиц в социальных сетях, которые ведут бизнес с Dove.
Позже влиятельные лица в социальных сетях заявили, что они подписали текст, написанный отделом коммуникаций. По словам Салми, страница мнений — это не место для продвижения деятельности какого-либо бренда.
Один из влиятельных лиц, сотрудничавших с Dove, также попал в эфир Yle.
– Один влиятельный человек попал на передачу Yle сначала по телевидению, а затем по радио. Никто не подумал, что если единственное, о чем здесь идет речь, — это опрос международной косметической компании, то, возможно, за этим стоит нечто большее, чем просто добрая воля.
По словам Сальме, в трансляциях должно было быть четко указано, что влиятельный человек в социальных сетях получил деньги за рекламу Dove. Теперь у зрителя и слушателя не было возможности узнать о связи влиятельного лица с Dove, если только они не посетили его аккаунт в социальных сетях. По словам Салми, сообщение об этой связи было прежде всего обязанностью СМИ.
Остальные участники программы посчитали случившееся человеческим и не таким исключительным.
– Рекламщики всегда старались заниматься журналистикой. Теперь процесс пошел не так. Но в этом нет ничего удивительного, сказал Кауппинен.
Может ли поставщик вести коммерческое сотрудничество?
В программе также обсуждалось, может ли журналист заниматься коммерческим сотрудничеством помимо своей работы. Роня Салми — журналист, но в последние два года также проводил кампании по коммерческому сотрудничеству.
– Хороший вопрос, не подрывает ли это мой авторитет как журналиста. Если бы я хотел быть репортером-расследователем, специализирующимся на политической журналистике, я бы точно не смог заниматься коммерческим сотрудничеством, думал Салми.
По его словам, самое главное, что журналист способен сузить темы, по которым он вел коммерческое сотрудничество.
Пертту Кауппинен категорически не согласен с Сальме.
– Абсолютно абсурдная идея, что поставщик будет сотрудничать еще и на коммерческой основе. Например, коллективный договор прессы основан на том, что журналисту не разрешается принимать заказы, и ему не разрешается заниматься текстовой рекламой. Мне странно думать, что где-то еще есть такие люди, лавирующие между рекламой и журналистикой. Я не принимаю это.
Салми подал в суд на Kauppista из-за рекламы, опубликованной Iltalehti.
– Ведь на вашем сайте тоже есть статьи о коммерческом сотрудничестве. Почему СМИ могут это сделать, а частный журналист-фрилансер не может?
По словам Кауппинена, реклама в Iltalehti явно помечена как реклама. Салми, с другой стороны, указал, что рекламные объявления не всегда были четко различимы для читателя от журналистского содержания.
– Они появляются в одном и том же месте и адаптируются к другим вещам, включая выбор шрифта, – сказал Салми.